Найти в Дзене
Минутная История

Ливан - расколотая страна: марониты, друзы и другие. Кто из них поддержит Израиль?

Автор Ягудаев Владимир
Автор Ягудаев Владимир

Сегодня Ливан по разным причинам охвачен войной и разрухой. Однако всего полвека назад он воспринимался как островок стабильности на Ближнем Востоке.

Ливан гордо называли «ближневосточной Швейцарией», а его столицу Бейрут — «восточным Парижем». Первый титул был присвоен за выдающийся экономический рост, большое количество банков и множество народов, мирно сосуществующих рядом. Второй — за архитектурное наследие от Франции, которая подарила независимость стране в 1943 году.

Проблемы начались в 1975 году, когда народ огня местные мусульмане, резко увеличившиеся в численности и недовольные низким представительством во власти, попытались насильно изменить в свою пользу политическую систему, известную как конфессионализм, что привело к гражданской войне.

Суть этой хитровыделанной системы, принятой в 1943 году, заключается в том, чтобы напрямую отражать во власти религиозное деление Ливана, сохраняя хрупкий баланс сил между, внимание, 18 этноконфессиональными группами, среди которых три основных.

Например, президентом должен быть христианин-маронит, премьер-министром — мусульманин-суннит, спикером парламента — мусульманин-шиит, пару министерских кресел друзам, а в правительстве должны быть поровну христиане и мусульмане.

Такой компромисс стал ответом на исторически сложившуюся взрывоопасную ситуацию с ливанскими кланами, династиями и общинами, о которых мы и расскажем подробнее.

Итак, основные действующие лица:

Христиане-марониты на горе Ливан. Фото, предположительно, второй половины XIX века.
Христиане-марониты на горе Ливан. Фото, предположительно, второй половины XIX века.

Марониты — самобытная ливанская христианская община, чья история насчитывает около тысячи лет. Они являются последователями дохалкидонской древневосточной церкви (если вы не знаете что это такое, то вот подкаст), а со времен Крестовых походов — католиками, но со своим патриархом. Свое имя они получили от монастыря преподобного Марона (монаха-аскета V века).

В большинстве своем марониты считают себя не только религиозной общиной, но и самостоятельным и неарабским народом. И они имеют на это право: о происхождении маронитов существует три основные версии. Первая гласит, что они являются потомками мардаитов — анатолийского населения, обосновавшегося в Ливане в IV веке. Вторая связывает маронитов с потомками арабского племени бедуинов, осевшими в Ливане в дохристианскую эпоху. Третья версия утверждает о ветхозаветных предках-финикийцах.

Дева Мария Ливанская. Памятник находится в 20 километрах от Бейрута
Дева Мария Ливанская. Памятник находится в 20 километрах от Бейрута

Но кем бы они ни были, на протяжении всей своей истории марониты играли важную роль в местной политике — так-то буквально государствообразующий народ Ливана. Им многократно приходилось биться за свой образ жизни в самых жестоких условиях, начиная с IV века, когда марониты поставили немало солдат для византийской армии, сражавшейся с арабами.

Или, например, на их самосознание сильно повлияла резня 1860 года в турецкой Сирии, когда за то, что христиане арестовали двух школьников-хулиганов, придерживающихся ислама, фанатичные магометяне решили в ответ вырезать до 6 тысяч маронитов, продать в рабство сотни их жен и разрушить три монастыря и одиннадцать церквей.

Фанатиков, конечно, покарало турецкое правительство, опасаясь мести французского экспедиционного корпуса, но осадок остался.

Тем не менее, в начале XX века в Ливане 60% населения составляли марониты — оплот христианства на Ближнем Востоке. Правда, за последнее столетие количество маронитов в Ливане неуклонно снижается из-за вынужденной эмиграции и притеснений — сейчас их не более 20% (миллион человек).

Однако оставшиеся представляют собой крупные финансовые элиты, которые точно не намерены терять свое положение. К Израилю, между прочим, у них отношение немного теплее, чем у остальных здешних народов.

Друзы в национальных костюмах, вторая половина XIX века
Друзы в национальных костюмах, вторая половина XIX века

Друзы — этноконфессиональная община, исповедующая друзизм, религию, которая изначально являлась одним из ответвлений шиизма, а затем после Средневековья приобрела ряд признаков региональных языческих культов. Смесь язычества и ислама, так сказать.

Например, они верят в реинкарнацию, у них нет мечетей, пост Рамадан не соблюдают, не принимают многоженство, а также прочие исламские радости.

Большинство этнологов считают друзов арабами, однако некоторые исследователи относят их к прародителям, наряду с арабами, арамейцев, персов и даже древних евреев. В общем, история запутанная — разгадать ее можно лишь в комментариях.

У друзов никогда не было своего серьезного государства, но всегда были враги — прежде всего родственные сунниты и шииты, которые ненавидят «сатанистов и язычников» сильнее, чем любых иноверцев. Бывали и периоды взаимной любви, например, во время Крестовых походов, когда кланы друзов оказывали серьезное сопротивление рыцарям Христа.

Кстати, с маронитами у них сложились достаточно терпимые, а порой и союзнические отношения. Конфликты носят бытовой характер: мол, и без них врагов хватает.

Примечательные «мегакаблуки» у женщины справа — это каб-​каб, деревянные сандалии, которые позволяли бесстрашно передвигаться по мощной ближневосточной грязи, выглядя при этом осанистей и выше.
Примечательные «мегакаблуки» у женщины справа — это каб-​каб, деревянные сандалии, которые позволяли бесстрашно передвигаться по мощной ближневосточной грязи, выглядя при этом осанистей и выше.

На территорию современного Ливана друзы массово переселились в XIV веке, спасаясь от монголов во главе с Тамерланом. В здешних холмах малочисленные друзы занимали в основном неплодородные земли, что во многом способствовало их выживанию в условиях неприветливого окружения. Отсюда и проистекает их игнорирование земледелия и любовь к ремеслам и военному делу.

Позже, после участия в многочисленных войнах, в турецком Леванте у них появились довольно неплохие аристократические вольности, включая отсутствие воинской повинности и право ношения оружия. Османы использовали их как противовес другим местным структурам, включая алавитов.

Французы, пришедшие сюда на смену туркам в 1918 году, также хотели разыграть «друзскую карту» и создали под своим протекторатом Друзское государство в 1936 году. Однако облом: страна отмучилась пятнадцать лет, захлебываясь в соседской «дружбе», а затем была аннигилированна в Сирию.

На данный момент друзы довольно полярны в политике — все зависит от страны и отношения к Израилю и Сирии. Ситуация осложняется их традиционными клановыми войнами.

В Ливане их около 300 тысяч (примерно 5% населения), большинство из которых настроены к Израилю негативно, однако также они имеют отрицательное отношение и к Сирии. Представителем их интересов часто выступает Прогрессивно-социалистическая партия (PSP, но не приставка), которая враждует с «Хезболлой».

Сложно? А что ты хотел? Ближний Восток и «политическая нестабильность» — близнецы-братья.

Территориальное распределение основных этноконфессиональных групп Ливана.
Территориальное распределение основных этноконфессиональных групп Ливана.

Шииты — самая многочисленная и влиятельная мусульманская конфессия Ливана на сегодняшний день, составляющая 35% населения страны. Их история ведется примерно с X века, когда шииты активно бежали от суннитской «инквизиции».

Хотя до XX века шииты были не слишком многочисленны, их представители (как правило, арабы) оказали гигантское влияние на страну, тесно сотрудничая с сирийскими и, главное, иранскими элитами с давних времен. Сегодня это вылилось в существование «Хезболлы» — фактического проекта Ирана по борьбе с Израилем и организации, которая обрела значительную власть в Ливане.

Сунниты — составляют около 25% всего населения страны. Они появились в Ливане во времена арабских завоеваний в VII веке. Широко пользуются поддержкой арабских стран.

Наверное, не стоит подробно описывать, насколько представители двух последних исламских конфессий друг друга «любят». Об этом у нас отдельный подкаст.

Православные — не ожидал? А зря, около 8% населения страны являются прихожанами древней автокефальной Антиохийской православной церкви.

Греческий православный собор Святого Георгия, Бейрут.
Греческий православный собор Святого Георгия, Бейрут.

Православные ливанцы довольно бескровно подверглись процессу арабизации и проводят богослужения на арабском. В отличие от маронитов, они занимают более нейтральную позицию и стараются держаться подальше от вечной местной грызни. Подчиняясь патриарху в Дамаске, они поддерживают теплые отношения с Сирией, что стало причиной конфликта между ними и католиками в годы Гражданской войны.

В правительстве православные традиционно занимают пост министра образования.

После всего сказанного хочется задать читателю вопрос: насколько, по его мнению, конфессионализм является хорошей и представительной системой, учитывая резкие демографические изменения в конфессиональных группах и древние обиды?

Текст специально для «МИ» написал Ягудаев Владимир