Найти тему
Снеговик с гармошкой

Советский киноавгуст: "Парад планет" (1984) Советский фильм ужасов, о котором не говорят.

Да-да, сентябрь подходит к концу, а у меня ещё август вовсю продолжается: отсматриваю советские фильмы, которые в своё время прошли мимо меня, по одному за каждый год. Предыдущий фильм марафона:

В этот раз нечто очень интересное: хоррор - не хоррор, а что-то вроде того. Как я уже говорил, в СССР зрителей ужастиками не баловали. С натяжкой можно вспомнить "Вия", "Злой дух Ямбуя", "Дикую охоту короля Стаха"... О чём не вспоминают, составляя такие списки - фильм "Парад планет". Вы, конечно, не согласитесь с такой жанровой принадлежностью. Да, здесь скорее притча, наполненная символизмом (достаточно простым и легко читаемым), но атмосфера тут довольно тревожная. Лучшие фильмы ужасов - это когда не страшно, а странно. То есть, ничего особо жуткого в кадре не происходит, но при этом что-то не так - и это "что-то" с ума сводит.

-2

Шесть 40-летних резервистов отправляются куда-то в глухомань на учения. Это люди разного рода занятий, которых ничего особо не связывает, кроме того, что они в одном взводе. Все шестеро героически "погибают", выполнив боевое задание - собственно, вот и всё, можно ехать обратно. Однако наших героев заносит в неизвестный городок, почему-то населённый одними лишь молодыми женщинами...

-3

Приятно проведя время в женском обществе, герои всё-таки не поддаются чарам (благо лидер коллектива, лейтенант-астроном в исполнении Олега Борисова, сохраняет ясность ума) и сбегают от этих нимф на другой берег. Очень кстати им встретился странноватый мужчина с лодкой, в котором легко опознать Харона... я же говорю - символы легко считываются.

-4

Ну а куда может привезти Харон? Вы догадались... Герои идут через кладбище, их встречают толпы старомодно одетых стариков. Позже нам сообщают, что здесь находится дом престарелых, но мы-то понимаем, что к чему. Да и герои, кажется, подозревают.

-5

На какое-то время наши бравые резервисты остаются среди стариков, некоторые даже находят своих покойных родителей... если я правильно понял, в чём я не уверен.

-6

Потом герои возвращаются в обычную жизнь, конец. При желании всё происходящее можно трактовать как сон обывателей среднего возраста, желающих сбежать от своей скучной жизни. Или как мини-Одиссею, на что указывают отсылки к греческой мифологии. Или как очень сильно урезанную версию "Синей птицы", где герои сначала попадают в сад блаженств (город женщин, ибо какие ещё блаженства нужны 40-летнему дяде?), а потом - на тот свет, в виде напоминания о бренности бытия...

-7

Так вот, об атмосфере нехорошей мистики... она довольно плотная. Вроде, ничего не происходит, но ощущение - что вот сейчас рванёт. Ждёшь, что обитательницы города женщин сбросят маски, как те марсиане из рассказа Брэдбери, и набросятся на героев. Или что на кладбище наши резервисты попали не просто так: ведь они же как бы пали на поле боя... а может не "как бы"? Мало ли - несчастный случай на учениях. Но к счастью, режиссёр не смотрел фильмов М. Найт Шьямалана (который на тот момент ещё в школе учился) и не стал оглушать зрителя "вот-это-поворотами".

-8

Ещё в фильме мелькают раздетые мужчины и женщины, есть даже намёк на близость первых со вторыми, ровно такой, какой могла бы пропустить доперестроечная цензура. И это, конечно, хорошо. А теперь о грустном.

"Парад планет" беден событиями - видимо, за ради той самой медитативно-сюрреалистической атмосферы. Не то, чтобы это недостаток, но надо привыкнуть. Главное - перетерпеть первые полчаса, дальше начнётся мистика, и пойдёт веселее.

-9

Но нас-то, современных зрителей, как всегда интересуют уникальные реалии того времени. Снято за год до Перестройки, и это чувствуется. Сквозь мистическую притчу проглядывает сатира. Во-первых - на армию: персонажей отправляют на заведомо гибельное задание - отвлечь противника ценой своих жизней. Резервисты открытым текстом возмущаются: а если бы всё было по-настоящему, с ними бы точно так же обошлись - как с расходниками?!

Один из героев - мясник, который хвастается, что у него много друзей. Другие в ответ на это резонно замечают: мол, с тобой водятся, потому что ты можешь отложить для "друзей" хороший кусочек мяса. М-да... вот такая была счастливая жизнь, что даже элементарные продукты питания нужно было "доставать".

-10

Очень бросаются в глаза провинциальная нищета, разруха и обветшание. Еле живая вывеска у "Дома колхозника", ободранные стены...

-11

Кстати, что такое "Дом колхозника" (где ночуют герои)? Что-то вроде общежития с минимумом удобств для (вы догадались) колхозников, которые едут из родных деревень в города за какими-то своими надобностями. В подобных заведениях можно было бесплатно (как я понял, энциклопедии не уточняют) переночевать, а также послушать лекцию и посмотреть кино. Это, конечно, удобно, но почему бы не раскошелиться и не поселиться в обычной гостинице, без соседей? А потому что для гостиницы нужен паспорт, а у колхозников с этим было плохо. Подробнее читайте, например, ЗДЕСЬ.

-12

Обратите внимание на плакат. "Кролики - это не только ценный мех..." и т.д. Зачем писать об этом на стене? Кто разводит кроликов, тот, скорее всего, и сам об этом знает.

На этом всё.

Следующий фильм марафона:

Всем спасибо! Добавляйтесь!