Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины/95. "Человеку свойственно ошибаться"? - Кто ты тот самый неизвестный?

Советскому наркому путей сообщения Лазарю Моисеевичу Кагановичу приписывают фразу: «У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия». Этот принцип он положил в основу расследований частых в ту пору аварий на железной дороге. И с такой постановкой вопроса сложно не согласиться. Более того, ее можно бы и добавить - "У каждого закона, реформы или предложения в ГосДуму есть имя, отчество и фамилия", тогда, возможно, за предлагаемые, а главное за ошибочные, законопроекты, реформы и предложения можно было бы спросить и призвать к ответственности. Но, в жизни все сложнее, например, даже на подводных лодках, где каждый член экипажа "на виду" и то не всегда известно кто же допустил ошибку, которая чуть не привела к катастрофе. Хотя злого умысла, как правило, не было - имело место банальное отсутствие опыта.

Данную проблему можно проиллюстрировать примерами из опыта использования советских подводных лодок. Так, 25 октября 1941 года, покинув Полярный, к норвежским фиордам отправилась подводная лодка Северного флота «Щ-401» (X серии). С начала войны это был уже третий боевой поход «щуки», которой командовал капитан-лейте­нант Аркадий Ефимович Моисеев, но как видно необходимого опыта у эки­пажа все же ещё недоставало.

Подводная лодка «Щ-401» отходит от пирса. Полярный, зима 1941-42 г.
Подводная лодка «Щ-401» отходит от пирса. Полярный, зима 1941-42 г.

26 октября, при выполнении срочного погружения, из-за ошибок, допущенных личным составом БЧ-5, произош­ло подплавление подшипника правого гребного электро­двигателя, что привело к проседанию носовой части ли­нии вала. На устранение неисправности ушли почти сутки. Заметим, вроде как по "недогляду" допустили ЧП, но устранить его последствия, к тому же в море умений и навыков хватило!

В том же походе, 9 ноября, так же по вине мотористов, при запуске левого дизеля произошёл обрыв всех болтов на фланце его гидромуфты, с помощью которых она кре­питься к коленчатому валу двигателя! Боевых успехов в этом походе «Щ-401» не имела и 12 но­ября вернулась на базу (на одном дизеле), где месяц простояла в ремонте.

После возвращения было установлено, что состояние бол­тов гидромуфты практически никогда не проверялось ни при подготовке к походам, ни ранее. Командира субмари­ны и её механика подвергли товарищескому суду чести. Уве­рен, сейчас многие даже не поймут о чём речь. Как не поймут этот метод воздействия на «нерадивых» и метод воспитания те, кто глубоко верит, что в Советском Союзе времен Великой Отечественной за подобные ошибки сразу расстреливали или отправляли на Колыму, ((. Но такое было и не только в войну (я про товарищеские суды чести).

Во время другого выхода в море, из-за невнимательнос­ти к поступавшим из центрального поста командам, лодка чуть было не лишилась двух членов экипажа, одним из ко­торых мог стать и командир «щуки». Днем 29 декабря 1941 года во время всплытия ПЛ, когда ко­мандир и сигнальщик уже поднялись на мостик, кто-то по ошибке открыл клапаны вентиляции средней группы (по другой версии, при всплытии они оставались открытыми), из-за чего «Щ-401», успев показать над водой рубку, тут же начала погружаться и ушла под воду. В эти минуты некогда было разбираться в причинах происходящего. Мо­исеев, покидая мостик последним (за сигнальщиком), едва успел захлопнуть над головой люк, как тот скрылся под водой.

Командир «Щ-401» старший лейтенант А.Е. Моисеев (тот что выше) и старпом Н.В. Фирсов. Полярный, июль 1941 г
Командир «Щ-401» старший лейтенант А.Е. Моисеев (тот что выше) и старпом Н.В. Фирсов. Полярный, июль 1941 г

Вроде все обошлось, но сорвалась атака на вражеский конвой, который был обнаружен "Щ-401" как раз перед этим случаем.

Случай с черноморской подводной лодкой М-53 также связан с опытом экипажа, с его подготовкой и слаженностью. Описание нескольких таких случаев приводит контр-адмирал Николай Павлович Белоруков в своей книге "Боевыми курсами. Записки подводника", изданной в 2006 году.

В октябре 1937 года, после окончания ленинградского ВМУ им. М.В.Фрунзе по специальности штурман буду­щий контр-адмирал Н.П.Белоруков был на­правлен на Черноморский флот, где его первой подводной лод­кой стала «М-53» (VI-бис серии).

-3
Как вспоминает Белоруков: «Командовал подводной лодкой капитан-лейтенант И.П.Бочков. Добрый и отзывчивый человек, но имел слабую тактическую и командирскую подготовку. Командиром БЧ-5 был инженер - старший лейтенант Волокитин, вдумчивый и талантливый инженер, в совершенстве знавший свою технику".

Однажды при отработке срочного погружения из-за неисправности машинного телеграфа подводная лодка М-53 погрузилась с ра­ботающим дизелем. Как вспоминает Белоруков, дизель стал стремительно поглощать из подводной лодки воздух. От вакуума, быстро захватив­шего лодку, у подводников начали болеть уши. Только бла­годаря своевременной реакции инженера-механика и хо­рошей подготовке мотористов, быстро принявших меры, мы избежали серьёзной аварии. Второй случай оказался более критичным (по возможным последствиям): всплывая в надводное положение, на лодке не полностью продули среднюю цистерну и, отдраив рубоч­ный люк, командир обнаружил, что комингс люка оказался почти вровень с поверхностью моря, а палубное орудие под водой. Опасность ситуации в том, что при свежей погоде такое всплытие, без сомнения, окончилось бы катастрофой - вода просто залила бы лодку.

Белоруков Николай Павлович в 40-е годы
Белоруков Николай Павлович в 40-е годы

Происходило это вероятно в 1937-1938 годах, так как Бочков командовал субмариной с ноября 1936 года до декабря 1938 года, а летом 1939 года подводную лодку отправили на Дальний Восток.

Были на подплаве и менее значимые происшествия, так в августе 1941 года, из-за неисправности дизельного двигателя, прервав боевой поход, на базу в Новороссийск вернулась подводная лодка Черноморского флота «Щ-201» (V серии) капитан-лейтенанта Стрижака. Лодка вышла в мо­ре 7 августа 1941 года, и спустя две недели, 21 августа, ошибки мотористов, допущенные при запуске правого дизеля 38-В-8, привели к попаданию в его цилиндры воды и выходу дизе­ля из строя. Боевой поход был сорван.

Подводная лодка Щ-201 тип V-бис серия (бывшая "Сазан")
Подводная лодка Щ-201 тип V-бис серия (бывшая "Сазан")

25 октября 1941 года ряд ошибок командира подводная лодка Балтийского флота «П-2» "Звезда" (IV серии) капитан-лейтенанта Ивана Петровича Попова привели к срыву бо­евой операции. Лодка вышла из Кронштадта в Нарвский за­лив для артиллерийского обстрела ряда береговых объектов. Не будем обсуждать разумность поставленной задачи - что было, то и было.

 Подводная лодка «П-2» под сетями у баржи у Тучковой набережной. Ленинград, зима 1941/1942 годы
Подводная лодка «П-2» под сетями у баржи у Тучковой набережной. Ленинград, зима 1941/1942 годы

Источники отмечают, что в районе острова Большой Тютерс из-за дополнительного груза снарядов и неправильных действий командира подводной лодки и командира БЧ-5 не смогла удифферентоваться и погрузилась с большим дифферентом, 25-28 градусов на нос! В результате пролива электролита началось выделение хлора, и вышла из строя часть механизмов. Субмарине пришлось всплывать, но при всплытии «П-2» подверглась атаке самолета противника. Сброшенные им две бомбы взорвались в 5 метрах от левого борта субмарины, ранив одного человека. Подводная лодка получила 4 осколочные пробоины в легком корпусе у рубки. Тут уже было не до артиллерийских обстрелов береговых целей. Подводная лодка «П-2» легла на обратный курс.

-7

При возвращении корабль подвергся безрезультатному обстрелу береговой артиллерии противника. Можно только предполагать, какое было бы противодействие противника, если бы лодка все же дошла до Нарвского залива и открыла огонь по береговым целям из своих двух 100-мм орудий!

В очередной раз можно убедиться в необходимости и важности боевой учебы и тренировки экипажей подводных лодок, хорошо бы в закрытом море (районе), где можно было бы отрабатывать слаженность экипажей, но ....