Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Властелин колец: почему в Средиземье не развивались технологии

Оглавление

Средиземье имеет невероятно долгую историю. К моменту завершения "Возвращения короля" только одна Третья Эпоха длилась 3021 год.

Для сравнения: от падения Западной Римской империи до изобретения первого смартфона прошло чуть более полутора тысяч лет.

Но если наш мир изменился практически до неузнаваемости, Средиземье за больший срок не увидело значительных технологических прорывов. С начала Первой эпохи и до конца Третьей, Средиземье оставалось в своего рода фэнтезийной версии средневековья - с замками и соломенными домами, лошадьми и парусными кораблями, мечами, копьями и луками.

Толкин любил средневековье, поэтому он написал произведение, которое отразило эту любовь. Однако, будучи дотошным создателем миров, он также объяснил внутри, почему технологии Средиземья практически не развивались.

Магия заменила технологии

-2

Эльфы были невосприимчивы к болезням и восстанавливались от ран намного быстрее, чем Люди, поэтому у них не было потребности в медицине, и когда им всё-таки требовалось исцеление, они обычно прибегали к магии.

Арагорн, обучившийся искусству исцеления у эльфов Ривенделла, смог спасти Фарамира, Эовин и Мерри от серьёзных ран, просто приложив к ним руки и используя немного ацеласа (королевской травы). Одно из колец Власти, которым владел Элронд, усиливало его способности к исцелению.

Еда также не была большой проблемой для эльфов. Их сельское хозяйство было очень эффективным, даже без использования специальных технологий. Согласно "Примечанию об экономике эльфов", их зерно само засеивалось и требовалось лишь собирать урожай и рассыпать их десятую часть на поле. У некоторых эльфов также был доступ к лембасу - хлебу, небольшое количество которого могло поддерживать их силы во время долгих путешествий.

Жители Средиземья создавали множество полезных предметов, но они были магическими, а не технологическими, и зачастую превосходили обычные вещи. Например, палантиры позволяли своим владельцам мгновенно общаться на огромных расстояниях и наблюдать за любыми местами в мире. Во время событий "Властелина колец" использование палантира было крайне опасным, но только потому, что Саурон владел одним из них; до этого они были совершенно безопасны.

Магические предметы в Средиземье были наиболее распространены и полезны на поле боя. Гномы создавали оружие и доспехи из мифрила - фантастического металла, который был прочнее, но намного легче стали. Эльфы усиливали свои оружия магическими чарами, придавая им, например, вечную остроту или способность светиться при приближении врагов. Эльфийские плащи и кольца невидимости служили идеальными средствами маскировки от врагов.

Многие культуры Средиземья выступали против технического прогресса

-3

Эльфы глубоко уважали природу и не хотели использовать машины, которые могли бы навредить окружающей среде. Более того, будучи бессмертными, они редко торопились и обычно наслаждались своей работой.

Еда доставалась Эльдар не без труда, но этот труд был для них источником радости и поводом для песен и праздников.

Поэтому изобретения, которые могли бы упростить жизнь, их не привлекали.

Хоббиты, напротив, очень ценили удобство, но у них была другая причина избегать технологий: они были упрямо привязаны к традициям и сопротивлялись переменам. Что касается гномов и жителей Рохана, то они гордились тем, что следовали заветам своих предков. Всадники Рохана, например, предпочли бы использовать лошадей, даже если бы существовали более эффективные способы передвижения вроде машин.

Но в Шире всё же встречались примеры современных технологий, которые отсутствовали в остальной части Средиземья, например, механические часы. Толкин сделал это намеренно, чтобы Шир казался читателям уютным и знакомым.

Большинство сторонников индустриализации во "Властелине колец" были злодеями, что отражало взгляды Толкина на современную технику. Саурон и Саруман уничтожали леса Средиземья и загрязняли землю, чтобы снабжать свои армии оружием. Последний также использовал порох, который был редкостью в Средиземье. Силы зла стремились заполучить такие технологии, и даже если они могли быть использованы в мирных целях, Свободные народы Средиземья не могли ими воспользоваться.

Тем не менее, была ещё одна причина технологического застоя.

Тёмные Лорды уничтожили величайшие цивилизации Средиземья

-4

На самом деле, технологии в Средиземье развивались, просто они не сохранялись надолго. В реальном мире конфликты часто способствуют появлению новых технологий, но конфликты в Средиземье были настолько разрушительными, что раз за разом откатывали развитие назад.

Когда Нуменор достиг пика своей могущества, он был одной из самых технологически продвинутых наций в легендариуме Толкина. Однако в конце Второй эпохи Нуменор затонул под влиянием манипуляций Саурона и из-за высокомерия самих нуменорцев. Точно так же Арнор когда-то был самым мощным королевством Средиземья и унаследовал величие Нуменора, но был разрушен Королём-Чародеем во время конфликта с Ангмаром.

Каждый раз, когда одна из великих цивилизаций падала, вместе с ней исчезали технологии и знания, необходимые для их создания.

Это в некоторой степени относится и к утрате королевства гномов Эребор, о чём говорил Глоин в книгах.

Мы делаем добрые доспехи и острые мечи, но не можем снова создать кольчугу или клинок, способные потягаться с теми, что создавались до прихода Дракона.

Постоянные конфликты с Морготом и Сауроном истощали ресурсы; врагам Тёмных Лордов было трудно развиваться в условиях, когда на первый план выходило выживание.

Однако этот застой не был вечным. Толкин задумывал свои произведения как мифологическую историю Англии, и после событий "Властелина колец" Средиземье начало всё больше походить на реальный мир. В Четвёртую эпоху и далее, по мере ослабления магии, технологии стали играть гораздо более важную роль.