Найти тему
Культурный рассвет

«Остров мертвых». Реакционеры и предрассудки

В «Острове мертвых» Вэл Льютон обращается к комбинации мистики и этнических вопросов. Но здесь добавляется особая атмосфера военных действий, и не мудрено — на дворе 1945-й, для людей всего мира главным опытом последнего времени становится Вторая мировая война. Но возможно из-за ограничений цензурного характера, а может быть из намеренного желания дистанцироваться от злобы дня, Льютон и сценарист Ардель Рэй помещают действие в 1912-й, во времена Первой Балканской войны (ставшей одной из прямых предшественниц предстоящей Первой мировой). Кресло постановщика вновь занял Марк Робсон.

Суровый греческий генерал Феридес (его исполняет легенда ужастиков того времени Борис Карлофф, знаменитый монстр Франкенштейна) ведущий бои всё с той же Османской империей, во время относительного затишья на передовой решает вместе с посетившим его американским журналистом Оливером Дэвисом (почему главного героя у Льютона часто зовут Оливер?) отправиться на расположенный неподалеку маленький остров. Дэвис хочет побывать там дабы придать объема репортажам, которые он пишет, а генерал планирует посетить могилу похороненной там супруги.

Попав на остров, Феридес и Дэвис обнаруживают, что склеп покойной жены генерала разграблен и осквернен. Попытавшись разобраться с тем, что происходит, они находят одиноко стоящий дом швейцарского археолога Обрехта — тот работает в здешних местах уже более 15-ти лет и сообщает, что, вероятно, местные могилы разграблены вандалами, искавшими в богатых склепах всяческие драгоценности. Однако у экономки археолога, гречанки мадам Киры другая позиция: она считает, что где-то на острове обитает ворволака — греческий демон (аналог оборотня или вервольфа в смеси с вампиром), который лакомится как живыми, так и мертвыми.

Помимо Обрехта и Киры, в доме оказывается семья британского дипломата, жена которого чем-то больна; их красивая греческая спутница Теа и англичанин-старьевщик Эндрю Роббинс. Наутро этот самый Роббинс неожиданно умирает. Вызванный врач констатирует смерть от септической чумы, объявляет карантин и запрещает кому бы то ни было покидать остров.

-2

В данном случае Льютон вместе с Робсоном устанавливают прямую связь между разного рода мистическими (или, если говорить в терминах философии, идеалистическими) предрассудками и реакционным мировоззрением. Генерал Феридес здесь не просто военный — он жестокий солдафон, сторонник крепкой власти и жесткой руки, к тому же, как выясняется, участвовавший когда-то в вооруженном подавлении населения собственной страны, и именно он оказывается больше всего подвержен эзотерическому бреду, проповедываемому дремучей экономкой Кирой.

К тому же ситуация, в которой оказываются изолированы герои, вполне сойдет, хоть и с оговорками, за политическую метафору: греки, американцы, англичане, швейцарцы (в общем, интернациональный состав), представители военщины, крестьянства и буржуазии (правда, без пролетариата) оказываются заперты друг с другом в кризисных обстоятельствах, при которых чума уносит их жизни вне зависимости от этнической или классовой принадлежности.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!