Не часто я читаю новинки. Да что уж там, это первый раз, когда я оформлял предзаказ на книгу. Ждал ли я чего-то особенного от нового романа Вербера? Нет. Да и старые я не все прочитал. Мнение о Вебере у меня неоднозначное, но одно я могу сказать точно - писатель он слабый. Хотя по непонятным причинам продолжает чем-то притягивать.
И так, новинка от современного французского автора бестселлеров “Ход Королевой”.
Для кого?
Роман, как и все творчество автора, специфический. Книга подойдет любителям теорий заговоров. Скорее всего фанаты Дэна Брауна и похожих авторов, оценить “Ход Королевы” смогут. Конечно ее оценят поклонники предыдущих работ Вербера. В новой книжке автор не написал ничего нового. Это просто классический Вербер.
Для тех кто хочет легкого, ненапряжного чтения, экшена, быстрой истории с кучей событий - вариант тоже не плохой.
Сюжет.
Отличительная черта хорошей литературы от простенького чтива: про первое можно говорить, совсем не затрагивая сюжет, со вторым так не прокатит. Как вы понимаете, перед нами чтиво. Оговорюсь, на всякий случай, я не вкладываю в это слово негативный окрас, а всего лишь разделяю литературу серьезную, литературу, как искусство и книжки, как развлечение. Короче, кроме как о сюжете, говорить тут толком нечего. Я постараюсь без спойлеров, но скорее всего не получится.
Инь и Ян.
История о двух девочках, живущих в разных уголках планеты. Они невероятно похожи, но имеют ключевое различие во взглядах. Одна красная, другая синяя, ну т.е. социалистка и демократка. У одной аутофобия (боязнь одиночества), у другой антропофобия (боязнь других людей, их массового скопления). Коллективизм против индивидуальности. В детстве девочки начинают увлекаться шахматами, сталкиваются друг с другом на соревнованиях и дальше все переходит в политику. Об этом мы в принципе знаем из аннотации.
Непримиримость сторон через призму истории.
В 1940 это были нацисты.
В 1960 это были коммунисты.
В 2000 году исламисты.
Инь и Ян. Ирландцы и англичане. Сербы и хорваты. Армяне и турки.
И вот теперь - Николь и я.
Вербер любит заигрывать с историей. Он закидывает в реальную историю своих персонажей, которые как серые кардиналы влияют на ход событий. Теории заговора или попытка объяснить ключевые события через действия отдельных людей. В романе “Ход королевой” Вербер в своем заигрывании максимально размахнулся. В “Ход королевы” география широкая, действительно на всю карту, а временной период выбран с 80-тых и до наших дней.
И так, девчонкам не хватило эмоций от шахматной партии, они пошли в разнос и играть стали по крупному. Одна примкнула к Ирландской республиканской армии, другая попала в МИ-5. Далее соперницы сталкиваются на полях Афганской. Одна становится крутым агентом КГБ, другая ЦРУ. А шахматистки то они классные, поэтому им доверяют рулить всякими спецоперациями. Их дебюты начинаются с намеренного обрушения трибуны Эйзель в Брюсселе (наверное самая страшная трагедия в истории УЕФА) и доходят до теракта 11.09. И даже Минские соглашения тут упомянуты.
Вечная непримиримость противоборствующих сторон, нежелание мириться и договариваться. Политика - шахматная игра, в которой люди пешки. Вот примерно такое хотел сказать читателю Вербер своим новым романом, хотя все это он уже и так говорил ранее.
Интересные тропы, но слаборазвитые тропы.
В “Ход королевой” Вербер использует стандартные для своих произведений тропы.
- Одиночество
- Зеленая тема
- Красная тема
- Феминизм
- Развитие цивилизации
В романе всего 380 стандартных страниц. Можно ли разгуляться и развить хотя бы парочку из перечисленных тем на таком ограниченном пространстве? Возможно, но у Вербера никогда не получалось. Он просто вкидывает, вкидывает и вкидывает. В какой-то момент, я поймал себя на мысли о том, что читаю какой-то сборник тезисов. То ли автор не успевает за своими мыслями, то ли ему просто не хватает инструментов для их раскрытия.
Картон.
Считаю необходимым ввести в обиход термин “картонный роман”. Вербер будет амбассадором жанра. Отличная альтернатива “стеклу”, которым зачитываются девочки-подростки.
Полное отсутствие описаний. Нет, я понимаю, что они не всегда нужны, но у Вербера их нет вообще, а другие средства для создания живой картинки он не использует. Я словно смотрел отснятые на хромакее кадры, в которые забыли добавить спецэффекты. Все ненатуральное. Вербер, ало? Ты забыл отнести рукопись в монтажную.
А персонажи? Ну что это? Картонные фигурки из кинотеатра для промо к фильму.
Диалоги, кстати, еще ничего, они у Вербера может не самые хорошие, но вполне сносные, мне по крайней мере глаз не резало. Но сами герои, их чувства, внутренний мир - это все вообще не раскрыто. Нет драмы, нет внутренних конфликтов нет развития, нет движения. Все это должно быть, учитывая условия в которые автор ставит героев, учитывая исходные данные, которые он предлагает.
Что по шахматам?
Эксмо на задней части обложки обещает нам “шахматную партию сродни шекспировской трагедии”...это они конечно широко размахнулись, Шекспиром тут совсем не пахнет. Это, кстати вырванная из романа фраза. В книге она используется уместно, а на обложке создает обманчивое представление и завышенные ожидания.
Шахматная тема в романе есть и на ней строится его сюжет, но сами шахматы вообще не раскрыты. Может это у меня после “Защиты лужина” такие высокие требования? И я не ждал тут производственного романа в духе Уолтера Тревиса (я считаю, что помимо романа воспитания, “Ферзевый гамбит” является вполне себе производственный романом на шахматную тему).
Перед Вербером стояла задача перенести шахматную доску на геополитическую карту. И да, он это сделал, но почему так слабо? Мужик пишет тридцать лет и допускает одну и ту же ошибку - не раскрывает идею.
Проводя параллели между решениями политиков (в данном случае, у нас рулят агенты спецслужб) с игрой в шахматы, вся партия в романе состоит из одного дебюта. Вербер играет пешками. Идея у него основана на психологии масс Лебона. Параллели тут прикольные, но ход повторяется из эпизода в эпизод. Слабовато как-то для такой сложной игры, как шахматы.
Итоговые впечатления.
"Все проблемы устраняются способом бегства. Но порой наступает момент, когда нужно вернуться к истокам."
Пожалел ли я о потраченном на книгу времени? Точно нет. Во первых, роман читается легко и быстро. Во вторых, высоких ожиданий я не строил. Настраиваясь на простое, ненапряжное чтение, я такое и получил. Я даже вслух смеялся, что со мной бывает крайне редко (смеялся, правда, от сюжетных дырок, но ведь это все равно эмоции, что тоже хорошо). Так-то темы Вербер вкидывает прикольные, но пишет он о них с детской наивностью. Даже порой обидно за то, что все так слабо реализовано, не раскрыто. С другой стороны, автор дает читателю пространство для размышления.
И финал, мне кстати, понравился, он открытый и это однозначно верное решение. В послесловии, Вербер говорит, что специально оставляет читателю выбор противоборствующей стороне, не смотря на то, что он сам явно симпатизирует красным.
Вот такой вот Вербер. Критикуешь его, но читаешь. Простенько, наивно, слабо, но черт возьми, интересно.
____________
Мой маленький телеграм канальчик.