Защита Лужина - третий роман Владимира Набокова, принесший автору всемирную известность.
История о неудачной защите шахматиста-гроссмейстера стала для Набокова удачной защитой звания мастера слова и поставила писателя на высокое место пьедестала литературных гениев.
Читать сложно, но интересно.
Сам текст дался мне немного сложнее, чем ранее прочитанная “Камера Обскура”. Сложнее, но не менее увлекательно. Вторую свою книгу Набокова я так же проглотил залпом, примерно за полторы рабочих смены (возможность иногда читать на работе - безусловно является огромным плюсом).
Пожалуй, если бы не “Камера обскура”, мне было бы еще тяжелее воспринимать диалоги, которые автор выделяет в сплошном тексте только кавычками (впрочем, это все равно проще, чем у Маккарти). Но теперь я уже привык к этому стилю.
Мысли писателя в “Лужине” сформулированы как-то более структурировано, они серьезнее, а главный герой раскрыт намного глубже.
Писать об аутизме достаточно сложно, читать тоже, но Набоков сделал роман таким, каким он и должен был быть. Произведение само по себе короткое, в нем есть несколько, как мне показалось, затянутых сцен, но ясно, что без этого никак. Каждое слово у Набокова стоит ровно на своем месте.
Спрятанные в тексте шахматы.
Непосредственно в сюжете, шахматам уделено не так много времени. Я бы даже сказал ничтожно мало. Но Набоков был чертовски талантливым художником. Шахматные мотивы он спрятал в мелочах. Коробка конфет, наполовину съеденная - очевидная отсылка на шахматную доску. Шахматы у Набокова везде начиная от интерьера вокзала, заканчивая цветовой гаммой фарфоровой посудой. Комнаты в квартире Лужиных покрашены так, что они имитируют шахматную доску.
Сейчас, в процессе описания впечатлений о романе, я понимаю, как много мелких деталей скорее всего пропустил. Определенно, Набоков писал роман так, чтобы его можно было перечитывать и как кроссворд разгадывать все отсылки, рассматривать и искать фигуры на огромной шахматной доске помещенной в обложку книги.
Мотивы.
Мотивов в произведении настолько много, что опять же, автор заставляет читателя возвращаться к своему произведению в поисках смыслов, которые совершенно точно могут пройти мимо при первом знакомстве с книгой.
Из того, что я заметил.
- Защита от реального мира. В позднем издании для англоговорящих читателей, Набоков публикует роман под названием «The Defence». Думаю, таким образом автор лишний раз подчеркивает мотив защиты героя от реального мира и его бегство в мир шахмат.
- Мотив бегства. Лужин убегает в мир шахмат. Жена лужина пытается вернуть мужа в реальный мир. Ребенок Лужин, пытается убежать из взрослого мира и вернутся в мир детства. Он рано взрослеет и уже в детстве проваливает свою первую защиту на шахматном поле жизни.
- Музыкальные мотивы в романе. Музыка в книге повсюду. Если книга - шахматная доска, то фигуры на ней - практически ноты. Один из американских издателей вообще предлагал Набокову заменить в сюжете шахматиста на гениального скрипача. Владимир Владимирович отказался от этой идеи. Думаю, он хотел возвысить шахматы до высшей формы искусства - музыки. Эти две темы прекрасно соединяются у автора в гармоничном тандеме.
Как-то так выглядят первые впечатления о романе. Не знаю когда, но я обязательно вернусь к нему, иначе Набокова просто нет смысла читать. Лужин в романе сам себе объявляет мат, а Набоков говорит своему читателю: “шах”, предлагая продолжить партию, продолжить искать в романе новые смыслы.
______________________________________
Я начал активнее вести телеграм канал. Приглашаю всех, кому интересны мои мысли о книгах и литературе.