Фильм 1991 года, в котором лучшие советско- российские актеры соревнуются в игре с голливудской звездой Макдауэллом. Тогда в моде были смешанные проекты. И Шахназарову удавалось их делать.
Макдауэлл играет роль психа и цареубийцы (ему идет!). Янковский - психиатра и Царя Николая 2. Джигарханян старого психиатра и просто душевного человека.
Шахназаров всегда мыслил объемно. Это режиссер исторических эпох, исторических пластов.
Самоубийца представлен не только как отдельный человек , но и как некая стихия, явление. Не зря Пациент Тимофеев был в прошлой жизни не только Юрковским, убийцей Николая 2, но и (в позапрошлой) убийцей Александра 2. Все не просто. Убийца царя -- это дух, явление.
В историческом времени есть проблемные сферы травмы и боли, есть конфликты, продолжающиеся веками, кто расскажет о них или затронет их -- станет успешным.
Как -то однажды я был в московском музее, где была так же группа французских туристов, на вопрос, сохранились ли определенные экспонаты 17- века, экскурсавод, смущаясь, ответила, что поскольку во время войны 1812 -1814 года здесь располагалась французская конница, ничего не осталось. В ответ француженка сказала, что это все бонапартиская сволочь, она же (они же) принадлежат к роду, поддерживающему реставрацию, они не является потомками революционеров. Вот так..
Для России таких проблемных вопросов много . Красные – Белые. Сталин (убийца - спаситель страны). Ельцин Горбачев. Перестройка . девяностые (свобода или криминал) и т.п.
Расстрел царской семьи - проблемная точка, один из кровоточащих до сих пор (ментально) конфликтов. В этом фильме оценка, высказываемая режиссером, однозначна. Большевики - плохие, царь - хороший.
Место преступлению большевиков - в сумасшедшем доме. Искупая грехи своей прошлой жизни , в этой жизни Юровский должен быть одиноким и несчастным сумасшедшим Тимофеевым.
У Пелевина есть роман «Чапаев и Пустота» 1996 г. там также речь о России в сумасшедшем доме (на этот раз уже вся Россия выходит из сумасшедшего дома в образе Петра Пустоты). Т.е. мы явно видим осмысление 90-х . Пелевин чуть позже начнет писать другие романы.
Однако и царь не такой уж хороший. Эпиграф к фильму «И прежде чем взошла заря , Рабы зарезали царя» - вольный перевод из библии в отоншении последнего царя Вавилона Валтасар. Валтасар – негативный персонаж истории. Верхушка Вавилона повязла в распутстве и грехе и поэтому понесла наказание. Это намек на аристократию и элиту царской империи России.
Где-то фильм переходит на язык образов, аллюзий, подсказок. Поговорим о них.
Так пропадает девочка (совесть), в красных ботинках, которую никак не может найти мать.
Это же самая девочка (похоже) и приходит к Тимофееву во сне (когда он еще не был психом), сообщая ему , что он в прошлой жизни был убийцей Юровским, а в позапрошлой убил Александра 2.
В конце фильма, один из коллег Юровского видит знак с загнутыми концами, начерченный на стене дома где жили последние дни члены семьи Николая 2
Это отсыл к фашистской свастике.
Вторая Мировая - борьба между звездой и свастикой воспринимается в этом контексте как расплата за убийство семьи царя.
Весь фильм - сплошной сеанс психотерапии.
Начиная исследовать случай Тимофеева, молодой психиатр вдруг осознает, что был в прошлой жизни Николаем 2.
и… тадам
выходит что
Царь, в этой жизни психиатр Смирнов и Юровский, в этой жизни Тимофеев, убитый и убийца, встречаются и начинают диалог, чтобы лучше понять друг друга, высказываются и переживают и исчерпывают травму.
Это уже в духе психоанализа американцев, диалог культур , диалог противоположенностей, дискурс на месте проблемной сферы и т.д. Шахназаров в такие игры умеет (умел), см. фильмы «Американская дочка», «Сны», «Курьер» и т.п.
К достоинствам фильма относится то, что герои (царь и его убийца) открываются с большой глубиной. Юрковского интересует убитый им царь . "Что вы думали в тот момент?" И царя интересует убийца. Убитый и убийца участники исторической драмы могут поговорить как простые приятели.
Это интересный диалог , призванный поразмыслить о месте личности в истории. Нечто подобное когда то проделал Фридрих Дюрренмант в пьесе «Ромул великий», где последний император рима беседует с разрушителем Рима Атиллой и каждый оказывается не таким жутким как могло показаться, а лишь заложником исторической необходимости.
Так вот, вернемся к «Цареубийце» Шахназарова выясняется, что Николай Второй совсем не хотел быть царем, всегда знал , что его убьют (как деда) и боялся этого.
А Юрковский хотел стать кем-то значительным, убив царя, но не стал, остался посредственностью. Оба, по сути, были неудачниками.
Так эти две личности всего лишь винтики в истории.
В конце фильма психиатор Смирнов – Николай 2 умирает, а Юровский- Тимофеев остается жить.
(царское прошлое навсегда уходит, дискурс закончен, травма исчерпана)
Последний кадр фильма уродливые психи что-то мастерят и кто –то поет песню про Алешку
в небольшой сторожке
Родился Алешка..
Сероглазый тихий мальчуган
песня может быть воспринята двояко – как намек на сына Николая 2 Алексея (невинно убиенного)
и как на рождение нового класса пролетариата (без царя) в стране пролетариата , и этот пролетариат выглядит неприглядно, как эти психи в сумасшедшем доме что-то мастерящие.
#шахназаров #цареубийца #макдауэлл #юровский #николайвторой