Найти в Дзене
Транспортная планета

Транспорт Гонконга: обзор

Оглавление

Всех приветствую! Сегодня познакомимся с транспортной системой города Гонконга.

просп. Де Ву-центр
просп. Де Ву-центр

Гонконг - специальная административная территория Китая. Площадь - 1110 кв. м., население - 7 498 тыс. чел. Основан, как британская колония в 1841 году. В 1997 году передан Китаю с сохранением широкой автономии. В Гонконге сохранилась своя администрация, законы, валюта, миграционная политика. Китай же берет на себя вопросы обороны и внешней политики. Интересно, что китайцам с материка нужна виза для посещения Гонконга, а для нас - россиян - безвизовый режим. Вот такой он Гонконг - город парадоксов.

В наследство от Великобритании здесь левостороннее движение, двухэтажные автобусы и трамваи, все вывески и объявления на английском языке. Здесь так же и довольно влажный и жаркий климат, как ни как тропики и очень часто, прям как в Лондоне - туманы. Кроме того, гонконгцы, как и китайцы очень организованные. Вставать в очереди по линеечке прям у них в крови.

Гонконг состоит из двух частей - собственно исторического острова Гонконг, где основали город британцы и Новых территорий, которые были взяты в аренду у Китая в 1898 году. Так же в специальную административную территорию входят 260 островов в Южно-Китайском море, в том числе такие крупные, как Коулун и Лантау.

Сам остров Гонконг представляет из себя гору и поэтому застройка в основном сосредоточена узкой полосой по северному побережью острова. Здесь характерны узкие улочки, серпантин при подъеме в городу, а так же небоскрёбы. От исторической застройки конца 19 - начала 20 века практически нечего не осталось.

Разительно от острова Гонконг отличается застройка Коулуна - здесь более широкие улицы и стандартная поквартальная застройка 1970-х годов с небоскребами по берегу. На Новых территориях сосредоточены жилые многоэтажки с широкими проспектами, большим количеством лесных зон.

Общественный транспорт Гонконга представлен метро, автобусами, историческим и современным трамваями, фуникулером, канатной дорогой, водным транспортом и даже уличным эскалатором.

Метро

Сеть линий гонконгского метро состоит из 11 линий. Обслуживанием занимается компания MTR Corporation. Первый участок линии Куньтхон был открыт в 1975 году. А в 1980 году линия метро прошла под морем и вышла на остров Гонконг. На данный момент в городе работает 116 станций. Колея - 1432 мм и 1435 мм. Все платформы отгорожены от путей стеной с автоматическими дверьми.

Интересно, что метро хорошо интегрировано в городскую среду - из одной станции может быть десятки выходов, причем не только на улицу, но и в торговые и офисные центры, банки.

станция метро "Оушен-парк"
станция метро "Оушен-парк"

Автобус

В Гонконге несколько сотен автобусных маршрутов. Обслуживанием перевозок занимаются несколько компаний, самые крупные из которых KMB и Citybus. Подвижной состав в основном представлен двухэтажными автобусами.

Интересно, что для каждого автобусного маршрута имеется своя остановка. Для посадки в автобус нужно поднять руку, что бы он остановился и зайти через первую дверь, оплатив проезд. Выход из автобуса через среднюю и заднюю дверь. На втором этаже запрещено ехать стоя, и все пассажиры должны воспользоваться ремнями безопасности.

Yee Wo St, автобусный маршрут № 962Х
Yee Wo St, автобусный маршрут № 962Х

В Гонконге так же работают маршрутные такси. На таких маршрутах работают небольшие микроавтобусы вместимостью 16-19 человек. Отличают "красные" и "зеленые" микроавтобусы. "Красные" микроавтобусы (с красной полосой) могут останавливаться вне остановок, как для посадки, так и для высадки пассажиров. Для выхода пассажиру необходимо сообщить водителю ориентир для остановки. В "красных" микроавтобусах проезд можно оплатить только наличными, а стоимость поездки зависит от дальности поездки и обычно выше, чем в "зеленых" микроавтобусах и больших автобусах. "Красные" микроавтобусы как правило работают круглосуточно.

"Зеленые" микроавтобусы более цивилизованные: останавливаются на остановках. В салоне есть кнопка требования остановки, можно оплатить проезд транспортной картой.

Percival Street, автобусный маршрут № 25Х
Percival Street, автобусный маршрут № 25Х

Трамваи

В Гонконге действует 2 трамвайные системы: историческая на острове Гонконг и современная - на Новых территориях.

Старый трамвай на острове Гонконг открыт в 1904 году и включает в себя 7 маршрутов. Весь парк вагонов - двухэтажные трамвай. Вход осуществляется через заднюю дверь, выход через переднюю. Колея - 1067 мм.

Hennessy Road
Hennessy Road

Современный трамвай или ЛРТ работает на Новых территориях. Всего работает 12 маршрутов. В отличие от старого трамвая, новый проходит по большей части на выделенных полосах. В качестве подвижного состава используются обычные одноэтажные трамваи, в том числе сцепленные в двухвагонные поезда. Колея -1435 мм.

Wong Chu Road, трамвайный маршрут № 615
Wong Chu Road, трамвайный маршрут № 615

Фуникулер

Линия фуникулера, которая называется "PeakTram" открыта в 1888 году и соединяет центр Гонконга с пиком Виктория. Колея - 1520 мм. На линии работает 2 вагона. Длина линии - 1356 м.

Вагон фуникулера на станции у пика Виктория
Вагон фуникулера на станции у пика Виктория

Водный транспорт

Большую роль в транспортной сфере играет водный транспорт. В городе действует 27 маршрутов паромов, которые обслуживают 11 компаний. Паромные маршруты соединяют остров Гонконг с остальными островами в бухте Виктория. Паромы компании "Star Ferry" являются одной из туристических достопримечательностей.

паром у причала на острове Коулун
паром у причала на острове Коулун

Уличный эскалатор

Эскалатор Central–Mid-Levels - самая длинная крытая эскалаторная линия, проходящая на открытом воздухе. Линия состоит из 20 эскалаторов и 2 траволаторов общей длиной 800 метров и поднимется на высоту 135 метров. В первой половине дня работает на спуск, во второй половине - на подъем. Проезд бесплатный.

уличный эскалатор
уличный эскалатор

Канатная дорога

На Новых территориях есть еще и канатная дорога. которая ведет к статуе Большого Будды. Канатная дорога "360 Fun Pass" проходит мимо живописных мест: над морем, через горный пик. Время в пути около 25 минут.

Канатная дорога
Канатная дорога

Междугородние и международные перевозки

В Гонконге имеется аэропорт, из которого осуществляются вылиты в десятки стран мира: Токио, Пхукет, Бостон, Торонто, Сан-Франциско, Сидней и т. п. 3 раза в неделю авиакомпания "Аэрофлот" осуществляет рейсы из Москвы ("Шереметьево") в Гонконг. Время в пути - 9 часов.

Большой популярностью среди туристов пользуется скоростной паром TurboJET из Гонконга в Макао. За час паром доставит вас в столицу китайского казино - Макао.

Оплата проезда

Несмотря на то, что стоимость проезда в Гонконге на общественном транспорте зависит от дальности поездки есть одно большое преимущество - это транспортная карта Octopus. Этой картой можно не только оплачивать проезд в транспорте, но и даже платить за покупки в магазинах. Эта транспортная карта одна из старейших в мире и была введена в обращение в 1997 году.

карта Octopus
карта Octopus

Карту можно приобрести в кассах на станциях метро, в аэропорту в некоторых супермаркетах. Кстати, там же их можно и пополнить. Карта Octopus стоит 150 гонконгских долларов, из которых 50 долларов - это депозит за карту, а остальные 100 долларов можно тратить. При отъезде из Гонконга карту можно сдать и получить 50 долларов обратно. Так же есть отдельная детская карта за 70 долларов и такая же карта для пожилых людей старше 65 лет. Причем скидка дается для пожилых не зависимо от страны проживания.

Удобство карты Octopus не только в том, что не нужно возиться с наличными, но и еще и в том, что проезд по транспортной карте дешевле. Мелочь, а приятно.

При этом важно, что оплатить проезд банковскими картами в Гонконге не получиться. Либо наличными, либо картой Octopus.

Теперь о стоимости проезда. Как я уже писал она зависит от нескольких факторов: длины поездки, перевозчика.

В метро билет для проезда нужно приобретать в кассе на станции. Свою карту нужно прикладывать к турникету как при входе на станцию, так и при выходе. Таким образом система высчитает расстояние которое вы проехали спишет нужную сумму. Такой же принцип работает в современных трамваях. Только вместо станций валидаторы там установлены при входе на станцию, а турникеты отсутствуют.

Стоимость проезда на линии метро Аэропорт экспресс составляет 115 гонконгских долларов (110 по карте Octopus).

Самый дешевый вид транспорта - исторические двухэтажные трамваи на острове Гонконг. Стоимость проезда здесь всего 3,50 долларов (1,50 для детей и 1,30 для пенсионеров). Вход осуществляется через заднюю дверь, выход через переднюю. Оплату нужно производить при выходе. Для оплаты наличными рядом с водителем установлен специальный ящичек.

В автобусах стоимость проезда зависит от длины маршрута, перевозчика и наличия кондиционера в автобусе. Стоимость проезда варьируется от 1 до 20 гонконгских доллара. Если автобус идет в другую часть города и преодолевает туннели и мосты то его цена автоматически поднимается до 10-15 долларов. Так, если вы едите на длинном маршруте, но выходите проехав всего пару остановок то стоимость проезда останется такой же большой. О том сколько стоит поездка можно узнать на информационных указателях, которые установлены на остановках. Вход в автобус осуществляется через первую дверь, где необходимо оплатить проезд, а выход через остальные двери.

Такой же принцип оплаты проезда и в микроавтобусах, но только в "зеленых" можно оплатить транспортной картой Octopus, в красных же - только наличными.

Для оплаты проезда в фуникулере билет нужно приобретать в кассе на станциях. Стоимость проезда 62 доллара в одну сторону и 88 долларов - в обе стороны. Для детей стоимость проезда в половину дешевле.

Билет на фуникулер
Билет на фуникулер

Стоимость проезда на канатной дороге зависит от выбора типа кабинки: стандартная или золотая с прозрачным полом. Проезд в стандартной кабине в одну сторону стоит 195 долларов, в оба направления - 395 долларов. Посадка без очереди стоит 3800 долларов.

Билет на канатную дорогу
Билет на канатную дорогу

Проезд на пароме к разным островам Гонконга обойдется за 4 доллара в будни и 5,60 в выходные на нижней палубе. На верхней палубе билеты будут стоить дороже - 5 и 6,50 долларов. Билет можно приобрести в кассе на причале. Проход осуществляется через турникет.

***

Итак, переходим к выводам. Безусловно посещение Гонконга - это взрыв мозга, как побывал на другой планете. Совершенно другая культура, образ жизни, менталитет в том числе и отражаются на работе общественного транспорта.

Мозг не верит происходящему, когда трамвай приезжает с противоположной стороны - всему виной левостороннее движение. Но уже на следующий день организм адаптируется и привыкает.

У Гонконга большая и развитая система общественного транспорта из-за дороговизны использования автомобиля, как из-за стоимости горючего, так и самих машин. Нужно не забывать, что вся техника в Гонконг привозится и как правило водным транспортом, что выходит в копеечку.

При этом гонконгский транспорт ориентирован на пассажира. Весь транспорт работает долго и с небольшими интервалами. Все автобусы, трамваи, паромы чистые и аккуратные. Даже старенькие двухэтажные трамваи в хорошем техническом и визуальном состоянии. На каждой остановке имеется указатель с номерами маршрутов и перечнем остановок, где проходит транспорт, а так же стоимостью проезда. Такие же схемы вывешены в салонах. Вся информация дается на китайском и английском языках. Не на всех автобусных остановках есть павильоны, но это связано с узостью улиц и прилегающих к ним тротуаров.

Указатель маршрута на остановке
Указатель маршрута на остановке

В автобусах, метро и современных трамваях установлены электронные табло, объявляются остановки. В старых двухэтажных трамваях информаторы во первых имеются не везде, а там где они установлены зачастую не работают.

Гонконгский транспорт - это уникальный симбиоз старого и нового, которое без проблем уживается в большом мегаполисе. Да и сам город такой же: здесь на одной улице стоят современные небоскребы и маленькие домишки, даосский и католический храмы.

Hennessy Road
Hennessy Road

На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор о транспорте Гонконга.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие обзорные статьи о транспорте городов:

Транспорт Мадрида: обзор
Транспортная планета9 июля 2024
Транспорт Барселоны: обзор
Транспортная планета13 марта 2024
Общественный транспорт | Транспортная планета | Дзен