Найти тему
Очень женский канал

Ходим к логопеду, а толку нет: 3 причины

Оглавление

С 2012 года я работаю логопедом. И в школе, и в саду, и частно, и в реабилитационный центре.

Самая частая жалоба, которую я слышу на первом приеме - "до вас другой специалист нам не помог".

Несколько уточняющих вопросов - и вот мне уже ясна картина, почему в кабинете сидит малыш, все ещё нуждающийся в помощи логопеда, несмотря на уже неоднократно проведенные коррекционные занятия.

Вот и в моем телеграм-канале был похожий вопрос:

Рассказываю, в чем скорее всего дело:

1. Плохой логопед

  • Ко мне приводили ребёнка,с которым логопед год учил скороговорки типа "шла Саша по шоссе", не поставив ему предварительно звук [ш].
  • Приводили детей, которым несколько месяцев пытались поставить звук р, не поставив речевой выдох, проще говоря, ребенок банально не был научен как следует дуть, в том числе на кончик языка, чтобы появилась необходимая вибрация.
  • А сколько было неговорящих детей, которым ставили звуки, не запустив речь, или учили с ними буквы в два года, или делали логопедический массаж при эпи-статусе... всего не перечислить.

Эти ошибки в лучшем случае делали занятия бесполезным, а в худшем наносили ребёнку серьезный вред.

Главный инструмент логопеда: зеркало. Я была в шоке, узнав, что не каждый логопед его использует в работе
Главный инструмент логопеда: зеркало. Я была в шоке, узнав, что не каждый логопед его использует в работе

2. Невнимательный родитель

Иногда родители, говоря, что толку от занятий нет, просто напросто не видят проделанную логопедом колоссальную работу.

В какой-то степени в этом есть вина логопеда - он не объяснил родителям,

  • в чем у ребенка проблема,
  • на что направлены занятия,
  • не фиксировал внимание родителя на успехах малыша.
Мама и папа не могут видеть все проблемы ребёнка, у них нет для этого соотвествующих знаний.

Бывает, что родитель приводит ребенка с жалобой на отсутствующий звук [р], а диагностика показывает, что кроме этого ребенок заменяет [л] на [в], не отличает на слух [п,ф,к,т] от [б,в,г,д], "проглатывает" и меняет местами слоги, и вообще нуждается не только в постановке звуков, но и в развитии речи.

Даже если дело действительно только в звуке [р]. Мама водит ребенка к логопеду несколько месяцев, а ребёнок все ещё говорит Колова вместо корова. Нет толку от занятий? Неправда.

  • Изолированно звук есть, малыш научился рычать.
  • Хорошо и чисто говорит слова, которые со звука р начинаются: рак, рыба, ракета и т.п

Просто до этапа "звук [р] в середине слова" специалист ещё не дошла, двигаясь последовательно. Ошибка логопеда, что она не акцентировала внимание мамы на том, чему ребенок научился.

Задача логопеда рассказать родителям обо всех проблемах ребёнка и обращать внимание мамы и папы на успехи малыша в процессе работы.
-3

3. Несистемные занятия

Ребенка привели 1 сентября, потом он уехал на две недели на море, пришёл 15 и 17 сентября, после чего отправился к бабушке на месяц. Пришёл ещё пару раз и заболел - три недели его не было. После выздоровления месяц приходил раз в неделю, ещё месяц раз в две недели, а потом бросил, потому что толку от занятий нет. А должен был быть?

  • Без регулярности успеха не будет.

Кроме того, я всегда говорю родителям, что им предстоит работать с ребёнком не меньше, а больше, чем логопеду.

Привожу пример с ходьбой. Если бы мама приводила ребёнка ко мне учиться не говорить, а ходить: 2-3 раза в неделю на полчаса, а дома малыш бы даже не вставал на ноги, как скоро он бы побежал?
  • Работа и в кабинете логопеда, и дома - равнозначно важны.

То, что логопед дал на занятии, нужно закреплять дома в обязательном порядке, или вы будете бесконечно топтаться на месте.

Изначально было пять пунктов, но подумав, я объединила их в три.

А ваш ребёнок ходил к логопеду?

Толк был?

-4