Найти тему
РБК

«Побегу из Шоушенка» исполнилось 30 лет: почему эта история вечно молода

Оглавление

42 года назад была опубликована новелла Стивена Кинга под названием «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». 96-страничное произведение вошло в сборник «Четыре сезона». 23 сентября 1994 года вышла экранизация Фрэнка Дарабонта, навсегда вписавшего ею свое имя в историю кинематографа.

Спустя 30 лет картина возглавляет топ-250 главного сайта о кино IMDb, оставив позади «Крестного отца» и «Список Шиндлера», и занимает третье место в рейтинге «Кинопоиска», пропустив вперед комедию «1+1» и космическую сагу «Интерстеллар».

Кинокритик и автор телеграм-канала
Age of Cinema Елена Зархина рассказывает о создании и отличиях фильма от оригинального текста Кинга, а еще о том, благодаря чему он стал важной частью массовой культуры.

Есть известная байка, которую любит вспоминать Кинг. Однажды в книжном магазине к нему подошла женщина и стала упрекать его, что он пишет только ненавистные ей страшилки. «То ли дело другие писатели. Взять хотя бы «Риту Хейворт и спасение из Шоушенка», — укоризненно добавила она. На что писатель ответил, что это произведение написал тоже он. Собеседница не поверила ему, фыркнула и удалилась. Не важно, выдумал ли Кинг эту историю, но очевидно, что упомянутый рассказ, действительно, стал водоразделом в его карьере «короля ужасов».

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Это было одно из первых произведений писателя (душевная «Зеленая миля», которую тоже экранизировал Дарабонт, вышла только в 1996-м) без мистики и монстров. Точнее так: монстрами были сами люди, а мистическим откровением становилось осознание, как велика и крепка сила человеческого духа.

В остальном же это была пенитенциарная эпопея про бухгалтера Энди Дюфрейна, ложно обвиненного в двойном убийстве и приговоренного к двум пожизненным срокам в тюрьме Шоушенк. На новом месте герой пытался адаптироваться к новой реальности: в окружении тотального насилия сокамерников и коррупции надзирателей. Там же он знакомился с другим заключенным, Эллисом «Редом» Реддингом, который стал для него другом и наставником. Именно он подарил Энди маленький геологический молоток и достал для него постер с Ритой Хейворт. Но настоящее чудо происходило не в момент смирения Энди, принявшего свою страшную судьбу, а тогда, когда он отказался ей покориться. Путем нечеловеческих усилий Дюфрейн сумел обрести свободу, буквально «проплыв через реку дерьма (канализацию) и выбравшись чистым».

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

История про триумф воли захватила аудиторию, но не сразу. Через 10 недель после кинопремьеры в 1994-м она заработала всего $16 млн при бюджете в $25 млн. Всему виной яркие конкуренты — «Форрест Гамп» и «Криминальное чтиво», что, впрочем, не помешало «Шоушенку» встать с ними в ряд культурных феноменов на все времена. В 1995-м после семи номинаций на «Оскар», фильм снова выпустили в кинотеатрах, и он смог собрать $73,3 млн по всему миру, все-таки попав в рейтинг самых кассовых лент 1994-го на 51-е место.

Распространяясь на кассетах и дисках, транслируясь на кабельном, «Шоушенк» обрел настоящую любовь зрителей, которая до сих пор жива. Фильм не просто вошел в историю кинематографа, но изменил ее. В рядах его поклонников числятся простые зрители, олимпийские чемпионы и мировые лидеры. Например, отсидевший 27 лет в тюрьме Нельсон Мандела, по словам Тима Роббинса, признался в любви к «Шоушенку». Хотя, если верить Кингу, свой рассказ он задумывал как захватывающий сюжет о побеге из заключения в духе старых жанровых фильмов, не более.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Экранизация, превзошедшая оригинал

Фильм Фрэнка Дарабонта оказался лучше, глубже и насыщенней произведения Кинга. В восторге от него был и сам писатель: «Есть несколько экранизаций моих книг, которые мне просто нравятся. Но «Побег из Шоушенка» я по-настоящему люблю». Благосклонно он отнесся и к режиссеру, который позже экранизировал два романа писателя: «Зеленую милю» и «Мглу». К слову, Кинг так и не обналичил чек на $5 тыс, который ему выписал Дарабонт за права на экранизацию рассказа. А спустя время переслал чек постановщику, сопроводив его запиской: «На случай, если тебе когда-нибудь понадобятся деньги под залог».

И это при том, что Кинг довольно ревностно отстаивает построчные адаптации своих произведени. Вспомнить хотя бы их конфликт со Стэнли Кубриком, значительно изменившем оригинальный текст в экранизации «Сияния», также ставшей классикой. В продвижении «Побега из Шоушенка» имя Стивена Кинга, прославившегося ужастиками, тоже почти не упоминали, чтобы не ввести в заблуждение аудиторию.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Однако Дарабонт позволил себе определенные изменения. Например, литературный Ред был белокожим ирландцем средних лет. Поэтому изначально на роль пробовались Пол Ньюман, Клинт Иствуд, Харрисон Форд, Роберт Рэдфорд и другие. Обошедший их темнокожий уроженец Теннесси Морган Фриман был еще и значительно старше — на момент съемок актеру было 56 лет. Но пришедший к славе после 50 лет актер проявлял завидную выносливость и следовал указаниям режиссера без сомнений. Например, сцену разговора Энди и Реда во дворе тюрьмы, во время которой герой Фримана бросает бейсбольный мяч, снимали девять часов. И все это время актер замахивался и кидал мяч, ни разу не пожаловавшись на усталость. На следующий день он молча пришел на съемки с фиксатором на руке, но продолжил работать как ни в чем не бывало. Более того, обо всех трудностях на площадке Фриман вспоминает с ностальгией и называет картину самой любимой в карьере.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Подобной самоотверженностью отличился и Тим Роббинс, обошедший Тома Круза в кастинге на роль Дюфрейна. Готовясь к съемкам, он просидел некоторое время в одиночке, чтобы прочувствовать опыт своего героя. И придумал отсутствующую в сценарии сцену, в которой Энди, заперевшись в кабинете начальника тюрьмы, включает дуэт графини и Сюзанны из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» через громкоговорители. Как рассказывал Ред в фильме, «это было похоже на то, будто какая-то прекрасная птица впорхнула в нашу унылую маленькую клетку и заставила ее стены раствориться, и на кратчайший момент каждый человек в Шоушенке почувствовал себя свободным».

У Фрэнка Дарабонта тоже были свои источники вдохновения: на протяжении всего съемочного периода он каждое воскресенье пересматривал «Славных парней» Мартина Скорсезе, из которых позаимствовал идею с закадровым текстом рассказчика.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Кстати, в «Шоушенке» мог сняться тогда еще совсем юный и никому не известный Брэд Питт: его утвердили на роль зека-стиляги Томми. Но еще до старта съемок вышли «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, прославившие Питта. Актер решил отказаться от проекта Дарабонта в пользу других, а заменил его Гил Беллоуз. С Фриманом Питт все же поработал несколькими годами позже — в детективе «Семь» Дэвида Финчера.

Наследие «Побега из Шоушенка»

Говоря о головокружительном успехе «Побега из Шоушенка», длящегося десятилетиями, невозможно не задаться вопросом: чем всех покорила история про заключенных? Новелла Стивена Кинга и его адаптация прямым образом пересекается с другим вечным сюжетом — романом «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма-старшего. Но там, где герой Дюма искал отмщения, герой Кинга находил освобождение. От озлобленности, от тюремных оков, от давления надзирателей и страха смерти. Главные герои обретали свободу именно потому, что сумели сохранить ее внутри и не предали себя.

Иносказательно каждый из нас в тот или иной момент своей жизни ощущал себя в тюрьме, из которой хотелось сбежать. И «Шоушенк» дарит эту счастливую разрядку: справедливость торжествует, невиновные вознаграждаются, мерзавцы остаются в дураках. Но заветный хэппи-энд мало похож на чудо. Свое освобождение Энди Дюфрейн буквально вырывает из лап коварной судьбы усердной работой и несгибаемой верой в то, что все получится. Проведенный британским критиком Марком Кермодом опрос зафиксировал, что многие зрители сравнивают просмотр «Шоушенка» с религиозным опытом.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Символом надежды стало и знаменитое дерев в городе Лукас, штат Огайо (в фильме это Бакстон), под которым Дюфрейн закопал шкатулку с письмом для Реда. В 2011-м дерево расколола надвое ударившая в него молния. Но все равно место, на котором оно росло, остается центром притяжения для паломников со всего мира. Тюрьма в Мэнсфилде, использованная на съемках, стала туристическим объектом с годовым доходом около $16 млн — примерно столько же фильм заработал в первую волну проката в 1994-м. Сюда едут 18 тыс человек ежегодно, что пополняет городскую казну Мэнсфилда на $3 млн. В 2014 году в честь 20-летия картины на месте тюрьмы прошло масштабное празднование, которое посетили авторы и актеры. По словам режиссера, только тогда он впервые по-настоящему ощутил масштаб проекта и его влияние на людей.

Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Castle Rock Entertainment📷Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Благосклонны к картине и критики. Семь номинаций на «Оскар» так и остались номинациями (тогда премировали «Форреста Гампа» Роберта Земекиса), но время все расставило по своим местам. В 1999 году киновед Роджер Эберт поместил «Побег из Шоушенка» в свой топ величайших фильмов. Американский институт кино внес его в рейтинге 400 важнейших лент, вышедших за последние 100 лет. А британский телеканал Film4 включил «Побег из Шоушенка» в список фильмов, обязательных к просмотру для всех.

Продолжать эти списки можно бесконечно. А в 2015-м Национальный реестр фильмов при Конгрессе США
решил сохранять «Шоушенк» для будущих поколений. «Для меня нет большей чести и похвалы, чем знать, что наш фильм стал важной частью наследия страны», — прокомментировал это событие Дарабонт. Так и хочется добавить — не только кинонаследия одной страны, но мирового кино в целом.

Читайте также:

В зарплату учителей ниже МРОТ запретили включать надбавки за переработки
«Может, нас не достанут». Два дня в Рыльске в 30 км от боев. Репортаж РБК
Эрдоган назвал виновных в срыве стамбульских переговоров по Украине