По интернету, в том числе в Дзене, сейчас "гуляет" несколько "сенсационных" статей о полковнике Андрусенко Корнее Михайловиче, в которых утверждается, что он - "единственный кто пережил два военных трибунала и стал Героем". Это - не совсем так.
Во-первых - Андрусенко был предан суду и осужден трибуналом всего один раз. В конце 1942 года, он был снят с должности приказом А.И. Еременко с последующим преданием суду. Однако Военный совет фронта этот приказ отменил. Суда вообще не было. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
В то же время, несколько военачальников, удостоенных в годы Великой Отечественной войны боевых орденов, а некоторые и геройских званий, действительно (в отличие от Андрусенко) в период своей службы дважды были судимы трибуналами в разные годы.
Самая известная история по этой теме - суды над маршалом, а потом генералом Григорием Ивановичем Куликом.
16 февраля 1942 года он был осужден Специальным присутствием Верховного Суда Союза ССР по статье 193-21 п. «б» УК РСФСР (самовольное отступление начальника от данных для боя распоряжений) к лишению званий, орденов и медалей, в том числе и Звезды Героя Советского Союза. В январе 1947 г. Г.И. Кулик был вновь арестован и 24 августа 1950 г. приговорен Военной коллегией по контрреволюционным статьям к высшей мере наказания (вместе с генералами В.Н. Гордовым и Ф.Т. Рыбальченко). Все трое были расстреляны.
В 1942-м году по указанию Л.З. Мехлиса был также предан суду военного трибунала командир 9-го стрелкового корпуса генерал-майор Иван Федорович Дашичев, исполнявший в январе 1942 года обязанности командующего 44-й армией.
Дело генерал-майора Дашичева Военная коллегия рассмотрела 19 февраля 1942 года.
На основании ст. 193-17 п "а" УК РСФСР И.Ф. Дашичев был признан виновным в «преступном руководстве войсками и сдаче противнику г. Феодосия» и приговорен к 4 годам лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора, и лишением генеральского звания.
В приговоре говорилось, что Дашичев «проявил нераспорядительность, не обеспечил в соответствии с приказом командования планомерный отход 44-й армии, в результате чего в частях этой армии возникла паника, приведшая к большим потерям личного состава и материальной части»[1].
Сразу после провозглашения приговора Дашичев подал в Президиум Верховного Совета СССР прошение о помиловании, которое было удовлетворено. Судимость с Дашичева сняли, но он лишался всех наград и подлежал «понижению в воинском звании» с использованием его на «низшей военной работе». После этого Дашичева направили в распоряжение Военного совета Калининского фронта, где вновь арестовали 4 июля 1942 года. На этот раз – за «беседы антисоветского характера, в которых Дашичев клеветал на государственное и партийное руководство в нашей стране и заявлял свое неверие в вождя народа». Как «антисоветчика», его более восьми лет, до декабря 1950 года, продержали в тюрьме, а в 1950 году репрессировали во внесудебном порядке на 10 лет лагерей[2].
Дважды сталкивался с трибуналами генерал-лейтенант Николай Михайлович Дрейер. Правда, в первый раз это случилось в Русской императорской армии, а вот второй раз - в Красной армии.
К счастью, оба раза генерал уже после предания суду избежал осуждения.
У Н.М. Дрейера – 5 царских орденов и 8 советских, в том числе – два Ордена Ленина. В августе 1944 за мужество и героизм, проявленные при форсировании реки Прут, Дрейер представлялся к геройскому званию, но статус награды был понижен до Ордена Кутузова 2 степени. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Еще один пример. Генерал-лейтенант Волков Фёдор Андреевич в годы Первой мировой войны удостоенный трех Георгиевских крестов, а в 45-м ставший Героем Советского Союза.
Первый раз, в 1919 году, его приговорил к расстрелу Реввоентрибунал 2-й стрелковой дивизии, но приговор не приводился в исполнение в случае искупления им вины в боях с белогвардейцами. Второй раз полковника Ф.А. Волкова арестовали в июле 1938 г. сотрудники особого отдела ОКДВА 9 июля 1938 года. Он обвинялся по нескольким контрреволюционным статьям и содержался в во внутренней тюрьме НКВД в г. Хабаровске. 14 сентября 1939 года состоялся суд военного трибунала ОКДВА, на котором Ф.А. Волков был оправдан и освобождён из под стражи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года генерал-лейтенанту Волкову Фёдору Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Генерал-майор Попов Дмитрий Фёдорович в начале войны командовал 237-й стрелковой дивизией, дислоцированной в г. Петрозаводске. В составе 11-й армии дивизия вела боевые действия на псковском и новгородском направлениях. В середине июля Попов был отстранен от должности, временно командовал объединенной группой частей 34-й армии, а в сентябре был назначен начальником управления тыла 27-й армии.
В связи с неспособностью выполнять свои обязанности, Д.Ф. Попов в январе 1942 г. был освобожден от этой должности и отдан под суд военного трибунала Северо-Западного фронта. Согласно приговору, он был осужден по ст. 193.17 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года.
После этого Попов занимал различные должности в Главном управлении формирования и укомплектования войск Красной армии (Главупраформ).
В августе 1942 г. с него была снята судимость. В июле 1943 г. генерал Д.Ф. Попов был арестован и обвинен в клевете на советскую действительность и Красную армию (ст. 58-10 УК РСФСР). Клевета, по версии следствия, выразилась в том, что Попов, находясь на фронте, пытался доказать сослуживцам, что Красная Армия не сможет противостоять немцам, если наши бойцы и офицеры не будут проявлять стойкости в боях. А по возвращении в Москву в январе 1942 года, "в пораженческом духе охарактеризовал обстановку на фронте" при встречах с офицерами и генералами(3).
Д.Ф. Попов длительное время содержался в тюрьме. Суд состоялся только 26 мая 1952 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, с лишением воинского звания. Попов вину в проведении агитации по существу не признал и заявил, что он действительно обсуждал с сослуживцами недостатки в воспитании и боевой подготовке частей Северо-Западного фронта, но делал это не с враждебной целью, а, наоборот, с целью добиться их устранения.
Его реабилитация состоялась через год. Военная коллегия отменила свой собственный приговор, указав в определении, что предварительное следствие по делу велось необъективно и тенденциозно, с применением угроз и запугивания.
А теперь - о командире 329-й стрелковой дивизии полковнике Андрусенко Корнее Михайловиче.
В начальный период войны подполковник К.М. Андрусенко командовал полками в составе 312‑й и 93-й стрелковых дивизий. Под Малоярославцем был ранен и после излечения принял в декабре 1941 года командование 329‑й стрелковой дивизией. Вместе с другими частями и соединениями 33-й армии она оказалась в окружении и в ходе прорыва понесла большие потери. К.М. Андрусенко и комиссар Д.П. Седов были арестованы и 6 апреля 1942 года предстали перед военным трибуналом Западного фронта, который приговорил их к расстрелу «за бездеятельность при выходе дивизии из окружения».
Осужденные подали жалобы. Дело было пересмотрено Военной коллегией 4 мая 1942 года и расстрел заменили на «10 лет лишения свободы с отправкой в действующую армию» и понижением Андрусенко в воинском звании до майора. После этого он командовал 115-й отдельной курсантской бригадой. В ходе Сталинградской битвы бригада также попала в окружение, и была практически полностью уничтожена.
В ноябре 1942 года К.М. Андрусенко приказом командующего Сталинградским фронтом генерал-полковника А.И. Еременко был снят с должности и предан суду военного трибунала. Однако Военный совет фронта приказ Еременко отменил. Суд не состоялся. Андрусенко был в очередной раз понижен в должности и назначен командиром 716-го стрелкового полка 157-й стрелковой дивизии.
Командуя полком, Андрусенко особо отличился в битве за Днепр. В последних числах сентября 1943 года в районе посёлка Любеч Черниговской области, под огнем противника переправил на западный берег реки все подразделения полка, отбил все контратаки врага и, удержав плацдарм, обеспечил переправу дивизии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года гвардии полковнику Корнею Михайловичу Андрусенко присвоено звание Героя Советского Союза.
Спустя неделю, он был назначен командиром 55-й стрелковой дивизии, которая отличилась в ходе Минской наступательной операции. 3 августа 1945 года Андрусенко был назначен командиром 184-й стрелковой дивизии, которая участвовала в разгроме японской Квантунской армии.
В запасе - с мая 1946 года. До 1956 года жил в городе Сорочинске Оренбургской области, затем переехал в Киев. Скончался 8 октября 1976 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
[1] Архив Военной коллегии, надзорное производство по делу И. Ф. Дашичева.
[2] В июле 1952 г. И.Ф. Дашичев был освобожден из лагеря, через год дело было прекращено.
(3)Надзорное производство ГВП по делу Д.Ф. Попова.