Найти тему

Дима Зитцер - воспитывать от слова питать!

Оглавление

В серии статей о персоналиях, хотелось бы иногда разбирать, пусть даже кратко отдельных новаторов педагогического процесса, а также медийных персонажей, которые сегодня формируют образ т.н. альтернативной педагогики и программ развития детей, а также влияют на умы людей, интересующихся развитием и воспитанием детей.

Герой статьи собственной персоной.
Герой статьи собственной персоной.

Дима Зицер — один из таких людей, хорошо известный в российском медиа педагог, просветитель, автор и ведущий программы «Любить нельзя воспитывать». Родился он в Ленинграде, где и начал свой путь в образовании и развитии детей, сам при этом являясь довольно интересной личностью со своей особой траекторией развития и профессионального пути.
Зицер имеет педагогическое и театральное образование, с момента получения им педагогического образования, он вскоре переехал за границу для продолжения обучения. В Израиле Дима изучал педагогику в университете, а затем защитил докторскую диссертацию в области педагогики в Париже. Его многолетний опыт работы с детьми разного возраста и разных культурных традиций сформировал его уникальный подход к воспитанию и развитию детей.

Наиболее известным проектом Димы является частная школа «Апельсин», основанная в 2008 году в Санкт-Петербурге. В этой школе реализуются его идеи демократического воспитания и образования, где дети и взрослые на равных участвуют в процессе обучения и принимают решения.

Урок в школе Апельсин.
Урок в школе Апельсин.

Основные успехи и взгляды
Зицер активно выступает за гуманистический подход к образованию и воспитанию. Его педагогика основана на
уважении к ребенку как к полноценной личности с самого раннего возраста. Одной из ключевых идей Зицера является принцип, что детей не нужно воспитывать, их нужно любить и уважать. Он отвергает авторитарные методы воспитания, продвигая идеи свободы, самостоятельности и уважения к желаниям и интересам детей.

Дима считает, что система наказаний и принуждения в воспитании губительна для личности ребенка и разрушает доверительные отношения между взрослыми и детьми. Вместо этого, Зицер выступает за диалог и сотрудничество, где взрослые помогают детям познавать мир, а не навязывают свои нормы и правила.

Зицер также поддерживает идею предоставления детям возможности самим выбирать, чем заниматься, какие предметы изучать, в каком темпе. Он считает, что формальное школьное образование часто лишает детей возможности раскрыть свои таланты и интересы, превращая процесс обучения в скучную рутину, или даже пытку.

Образование - от слова образ, т.е. паттерн... психики, мышления, поведения.
Образование - от слова образ, т.е. паттерн... психики, мышления, поведения.

Критика позиции и взглядов

Несмотря на популярность его прогрессивных идей, взгляды Димы Зицера часто подвергаются критике, особенно со стороны конформистов, сторонников традиционного школьного образования и строгой дисциплины. Рассмотрим основные аргументы против и почему они неправильны в своей сути.

1. Критики утверждают, что его подход может привести к чрезмерной свободе и вседозволенности у детей. Без определенных рамок и дисциплины, по мнению оппонентов, дети могут вырасти с нарушенными социальными навыками, неспособными справляться с вызовами взрослой жизни, где существуют правила и ограничения.

На самом деле, важно понять изначально, кого мы хотим вырастить.
Послушного и исполнительного раба или творческую личность, способную самостоятельно устанавливать правила для других, а не подчиняться уже созданным? Личность, способную самостоятельно расставлять приоритеты и социализироваться не принудительно (обязательный коллектив в школе или ВУЗе), а избирательно (т.е. идея о том, что ребенок может сам выбирать социальную среду, наиболее релевантную его уровню развития и одаренности) уже с раннего возраста.
И если мы хотим вместо посредственности на выходе получить личность, то такого ребенка конечно нельзя отдавать в школу ни в коем случае, ведь посмотрите сами, 90% выпускников школ - это серость, шаблонные знания и шаблонные навыки, сомнительная дисциплина и сомнительная "социализация". Вам же не приходит мысль отдать своего ребенка на социализацию в тюрьму? Так ведь тоже коллектив и дисциплина и порядки, а еще много общения и социализация там должна просто фонтанировать, по такой логике. Но нет же.
И может ребенку нужно не справляться с вызовами жизни, а самому быть вызовом? Особенно если речь идет о конформистском обществе с тотальным
"крабовым менталитетом".

Нет, это не древняя школа, как вы подумали))) это древние рабы во время кормежки, картина Франсиско Гойя, но согласитесь, очень уж похоже на современный образовательный процесс.
Нет, это не древняя школа, как вы подумали))) это древние рабы во время кормежки, картина Франсиско Гойя, но согласитесь, очень уж похоже на современный образовательный процесс.

2. Особенно много вопросов вызывает его позиция по отношению к наказаниям и контролю. Некоторые родители и педагоги считают, что без дисциплины невозможно сформировать у детей чувство ответственности и понимание границ. Также критикуется чрезмерное внимание к эмоциям ребенка, в ущерб академическим успехам и формированию волевых качеств.

Скиннер и его знаменитый ящик и голубь - основной участник его многочисленных экспериментов в области нейропсихологии.
Скиннер и его знаменитый ящик и голубь - основной участник его многочисленных экспериментов в области нейропсихологии.

Здесь все просто. На самом деле современные "педагоги" к педагогике как разделу психологии никакого отношения не имеют, от слова совсем.
Ради интереса, спросите у любой школьной училки, что такое
метод оперантного (или инструментального) обуславливания и знают ли они что-нибудь о работах Торндайка или Скиннера? Уверяю Вас, в результате эксперимента 10 из 10 школьных училок только выпучат на Вас глаза. А ведь метод оперантного обуславливания в обучении - это ключевая и самая эффективная на сегодня модель формирования у ребенка положительных характерологических черт и правильного (профицитного с социальной точки зрения) поведения.
Также поймите, что
человек на социальном дне просто по определению не может быть компетентен и соответствовать современным знаниям и концепциям в обучении и раннем развитии, просто потому что вынужден выживать, а знания которые он получил 20-30 лет назад в совковом ВУЗе никак не корректировались с тех пор, да и подход к образованию был всегда формализованным, зависящим от того, что спускают сверху чиновники от образования. Вот мы и получаем, что человек, которому поручают образование детей сам абсолютно не способен к самообразованию и развитию, да и просто лишен смысла в этом саморазвитии, т.к. это не влияет на его уровень жизни абсолютно никак.

Вопрос скорее риторический)))
Вопрос скорее риторический)))

3. Социальные вопросы, которые затрагивает Зицер, связаны с его критикой современной системы образования в целом, которая, по его мнению, концентрируется на стандартизации и послушании, вместо того чтобы помогать детям развивать индивидуальность и личность ребенка. Оппоненты же считают, что такие позиции могут привести к снижению образовательного уровня в целом, так как дети не всегда готовы делать правильные выборы в учебе и нуждаются в руководстве.

Только вдумайтесь, критикуют за снижение образовательного уровня, но ведь все абсолютно без исключения родители согласятся, что нагрузка на современного ребенка в школе растет каждый год, а тот самый образовательный уровень точно также каждый год постоянно снижается.
Не является ли это реальным отражением деградации системы, которая импотента по сути, т.к. не учитывает реальные потребности детей в релевантном образовании, а формально следует шаблону образовательного процесса, где критерий эффективности - послушание и дисциплина, упор на стандартизацию и посредственность?
Ведь если без всяких прогрессивных взглядов уровень образования падает, то
это уже объективная реальность, которой бесполезно пугать, надо понять, почему это происходит и что с этим делать. И тут все просто, причины понятны, а вот сделать с этим что-то невозможно без полного перекроя всей образовательной (и особенно школьной) системы.

И тут на самом деле взгляды Зицера можно рассматривать как весьма умеренные, как некий компромисс, никак не радикальные меры для предотвращения образовательной катастрофы, особенно в том быстроменяющемся мире, в котором мы живем благодаря технологиям и научному прогрессу.
Также можно задуматься, что это очень похоже на то, как если бы представители религий критиковали бы атеистов за якобы падение моральных и нравственных качеств в обществе. Абсурдно же, очевидно, что если они падают, то именно потому, что религии сегодня не отвечают вызовам времени и попросту не дают человеку то, что ему необходимо для ценностного развития и формирования правильного морального облика.

Аллегория на современный образовательный процесс... очень жизненно
Аллегория на современный образовательный процесс... очень жизненно

4. Взгляды Зицера на роль родителей и учителей в жизни ребенка тоже не всегда встречают понимание. Многие родители считают, что дети не могут сами нести ответственность за свой учебный процесс, и видят в позиции Зицера опасность для формирования академических знаний и социальной адаптации в будущем.

Опять мы видим старую песню про социализацию в тюремных условиях и про важность ограничивать, а не предоставлять возможности.
На самом деле никто не будет спорить, что наиболее ярко таланты и одаренности детей проявляются именно в раннем возрасте, дошкольно-школьном, и именно в этом возрасте внимательные родители не просто могут, но должны, даже
обязаны увидеть в чем они проявляются у ребенка и приложить усилия для направления этих талантов в нужное русло, т.е. подобно ростку - поместить его в условия, наиболее отвечающие его физиологии и природе, обеспечить его не просто формализованным академическим развитием, а релевантным образованием, которое в первую очередь будет учитывать именно таланты и одаренности, интересы и мотивацию ребенка.
И конечно ребенок не может нести полную ответственность за образовательный процесс, это и не нужно, это спекуляция изначально. Все что должен ребенок на этом этапе -
быть достаточно мотивированным для получения новых знаний. И если он проявляет интерес к какой-то определенной области - то именно эту область надо использовать как ворота мотивации для всего остального, для общего академического развития в том числе. Но в школе таланты и одаренности ребенка могут просто не раскрыться. Если взрослого человека заставить заниматься пусть даже любимым делом, какова вероятно, что он получит от этого удовольствие? Важно не заставить, а мотивировать ребенка к развитию, не с сопротивлением принуждать, а направлять развитие по пути наименьшего сопротивления.

Когда тебе говорят, что ты не можешь сам нести ответственность за образовательный процесс
Когда тебе говорят, что ты не можешь сам нести ответственность за образовательный процесс

Заключение
Дима Зицер — в целом яркий и прогрессивный педагог, который олицетворяет гуманистические тенденции в современном образовании и предлагает новые концепции к реформам образовательного процесса и раннего развития детей. Его идеи о свободе, уважении и доверии к детям находят отклик у многих родителей, особенно успешных и интеллектуально-развитых.

И хотя его подходы вызывают критику, и возможно, не совсем полны и оформлены в полноценные методики, тем не менее в трёх вещах он безусловно и безоговорочно прав:

1. Обычная школа и формальный образовательный процесс портит ребенка и уничтожает его личность и индивидуальность.
2. Ребенок с раннего возраста сам показывает направление своей оптимальной траектории будущего развития, задача родителей и учителей - помочь ему в ее освоении.
3. Социализация ребенка - продукт его самореализации а не среды, в которую его насильно поместили без права выбора.

Так выглядит школа, которая не портит детей)))
Так выглядит школа, которая не портит детей)))