Найти тему
Школа Жизни

Что за поезд «Восточный экспресс»?

   Открытка с изображением «Восточного экспресса», 1900 г. Фото: общественное достояние
Открытка с изображением «Восточного экспресса», 1900 г. Фото: общественное достояние

Наверное, все смотрели фильм «Убийство в „Восточном экспрессе“». Великолепные, удобнейшие вагоны класса «люкс», Эркюль Пуаро, загадочное убийство и его блестящее раскрытие. Но откуда взялся этот великолепный поезд и ходит ли он сегодня?

XIX век — век железных дорог. Новый вид транспорта резко удешевил и упростил путешествия по суше. Начав потихоньку в 1820-е годы с дорог, соединивших города, между которыми поток товаров и пассажиров был наиболее сильным, постепенно железные дороги стали сетью, соединяющей все европейские столицы и множество крупных городов континента.

   Развитие железных дорог на Европейском континенте в XIX веке Фото: FDV. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0
Развитие железных дорог на Европейском континенте в XIX веке Фото: FDV. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

А с 1880 по 1890-е годы общая длина железных дорог увеличилась на 245 тыс. км, превысив 617 тыс. км. Ездить по железной дороге стало модно. А значит повысились требования к комфортности таких поездок.

   Рекламный плакат Восточного Экспресса, 1891 год Фото: Rafael Ochoa y Madrazo, общественное достояние
Рекламный плакат Восточного Экспресса, 1891 год Фото: Rafael Ochoa y Madrazo, общественное достояние

Появились поезда, которые стали символом роскоши. Одним из них стал поезд «Восточный Экспресс». Энцилопедии пишут, что он действовал с 1883 по 1977 годы, прерывая свое сообщение только во время мировых войн. Но, будучи в Стамбуле в начале XXI века, я своими глазами видел отправление «Восточного Экспресса» на железнодорожном вокзале у самого Босфора.

Вначале он не ходил до Стамбула, его маршрут был Париж-Страсбург-Вена-Будапешт-Джурджу. Сейчас про этот город мало кто знает, то тогда большого количества мостов через Дунай не было, потому от Джурджу пассажиры паромом по Дунаю достигали города Русё, откуда Румелийская железная дорога доставляла их до города Варна. Далее маршрут экспресса удлинялся по мере строительства новых железных дорог. И в 1887 году он стал ходить до греческих Салоников.

Первый поезд, принадлежавший бельгийской компании Compagnie Internationale des Wagons-Lits (CIWL), отправился в путь 4 октября 1883 года. Его особенностью было то, что вагоны в составе были не сидячими или плацкартными — для бедных, не купейными — для пассажиров среднего класса… Вагоны были спальными (СВ), имевшими повышенную комфортность. Всего в составе поезда были два вагона СВ, два багажных и вагон-ресторан. Освещение было электрическое, а отопление — паровое.

Поездки стали модными, спрос на билеты рос, и с 1 июня 1884 года поезд стал ежедневным.

Начиная с 12 августа 1888 года маршрут «Восточного экспресса» продлился до Константинополя. А в 1890 году конечной остановкой в Константинополе стал вокзал Müşir-Ahmet-Paşa (в наше время — Сиркеджи), расположенный у самого Босфора. Причем время в пути от Парижа до Стамбула составляло 67 часов, тогда как обычные поезда проходили этот маршрут за 85 часов.

Увы, Первая мировая война остановила «Восточный экспресс». По землям союзных к Германии государств, от Страсбурга до Константинополя, ходил немецкий суперроскошный экспресс. Но война закончилась и снова начали ходить экспрессы, принадлежавшие знаменитой компании CIWL.

   Маршруты различных видов восточных экспрессов Фото: MissMJ. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0
Маршруты различных видов восточных экспрессов Фото: MissMJ. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

В период между двумя мировыми войнами CIWL опробовала несколько различных вариантов «Восточных экспрессов». Во время Второй мировой экспрессы снова перестали ходить по всей длине изначального маршрута. И опять, по окончании войны, они вернулись. Теперь некоторые экспрессы шли до Венеции или Афин, некоторые — не через Южную Германию, а через тоннели Швейцарии.

К концу XX века железные дороги перестали быть символом прогресса или роскоши. Да и ехать в Стамбул, Венецию или Афины, чтобы там выпить чашечку кофе (а точнее, чтобы потом рассказать об этом в обществе), со временем стало… как-то нерационально. Ведь из того же Парижа можно было в Будапешт, Вену или Стамбул слетать за пару часов. Прилетел, попил кофе, сходил, скажем, в оперу и вернулся домой — и все это в один день, даже в полдня. К чему трястись в поезде несколько суток?

   Первый Восточный экспресс 1883 г. Фото: общественное достояние
Первый Восточный экспресс 1883 г. Фото: общественное достояние

Поезд вышел из моды, а потому стал нерентабелен. И регулярные маршруты стали закрываться. Хотя для любителей старины «Восточный экспресс» существовал до самого последнего времени.

Роскошь «Восточного экспресса» не осталась незамеченной. Про него писали Грэм Грин («Стамбульский экспресс»), Агата Кристи («Убийство в „Восточном экспрессе“»), Ян флеминг («Из России с любовью»), Сидни Шелдон («Если наступит завтра») и другие писатели. Экспресс оказался героем фильмов, телевизионных и мультипликационных сериалов. Только по «Убийству в „Восточном экспрессе“» Агаты Кристи было снято три фильма (в 1974, 2001 и 2017 годах).

Уверен, что еще не раз про этот роскошный поезд будут писать или снимать фильмы. И жаль, что регулярный маршрут «Восточного экспресса» отменен много лет назад.

Автор — Игорь Вадимов

Источник — ШколаЖизни.ру