Да не закидают меня тапками блюстители морали и да не сочтет "Великий и Ужасный Алгоритм" эту статью непристойным непотребством).
Думаю, все слышали выражение про старого дряхлого мужчину:"ой, да из него уже песок сыпется, ему можно зимой дворником подрабатывать-дорожки посыпать". Знаете, откуда это выражение пошло? А давайте разберемся и начнем эту историю с весьма интересной детали одежды, конкретнее, брюк. Эта деталь называется гульфик.
И что же нам по этому поводу скажет официальная информация:
Гульфик (от нидерл. gulp, «клапан», «лопасть») — прорезь или застёгиваемый клапан в передней части брюк или нижнего белья. Деталь одежды с обмётанными петлями для обработки застёжки брюк на петли и пуговицы.
Традиционно гульфик — это деталь мужских брюк. Но и в женских брюках гульфик может быть неотъемлемой частью, например, в классических женских брюках, джинсах или брюках в мужском стиле.
Я хоть и много путешествующая, но все-таки портниха и мне довольно часто приходится шить мужские брюки. Да, половина моих заказчиков это мужчины. Я шью брюки, жилеты и рубашки. До пиджаков пока не "доросла". Так вот в пошиве и обработке деталей брюк у меня есть две люто "любимых" операции: это задний карман "в рамку" и гульфик. Я облегченно выдыхаю, когда гульфик обработан, это значит, брюки почти готовы.
Ну и понятно, в какой-то момент меня заинтересовала история... И "нарыла" много чего интересного и пикантного, связаного с этой деталью одежды. Чем и поделюсь с вами, мои дорогие подписчики.
"История гульфика длинна и полна удивительных сюрпризов. Мастера живописи показывают нам настоящие шедевры средневековой моды — гульфик выполнен из стали, мягкой или жесткой ткани в виде округлости или продолговатой фигуры. Он выглядывает из-под полы камзола или дерзко торчит в складках пышных панталон, формами и размерами непрозрачно намекая на то, что вот этот мужчина — обладатель выдающегося мужского достоинства. И это происходило в эпоху строгих нравов, в обществе, которое придерживалось религиозных догм и даже показ небольшого участка оголенного тела считало чем-то развратным"
В наше время гульфик давно уже не тот. Он превратился в полоску ткани, которая вшивается в брюки. Ничего примечательного!
Но при Генрихе VIII гульфик представлял собой самостоятельную часть одежды, которая пристегивалась либо привязывалась лентами, завязывающимися красивыми бантами.
Кстати, и сам Генрих VIII души не чаял в гульфиках, и его страсть к ним просто не знала границ. Он не только их носил, но и сделал яркой и примечательной частью костюма — стёгаными, с декоративными прорезями, украшенными драгоценными камнями — вот какими они у него были! А все потому, что хотел продемонстрировать всей Европе, что у него есть, чем похвалиться, и чем зачать наследника мужского пола. Про него порой язвительно говорили, что "сперва в комнате появляется гульфик, а потом уже и сам король".
Конечно, у гульфика было не только декоративное назначение, но и функциональное, то есть прикрытие выдающейся части тела.В средневековой Европе мужчины ходили в льняных и шерстяных шосах или плундрах — они были похожи на женские чулки и крепились при помощи подвязок к поясу. В качестве нательного белья использовали брэ или средневековые панталоны, заполнявшие пространство между шосами. Брэ, сорочка и верхняя одежда (длинные сюртуки, дублеты и плащи) скрывали мужские «причиндалы» от посторонних глаз. Но многие мужчины отказывались носить белье, что стало проблемой, когда верхняя одежда укоротилась, обнажив взору окружающих непристойности, прикрытые маленькими лоскутками ткани.
В Британии парламент даже издал специальный указ, обязующий взрослых мужчин прятать срамные места. Так возникла острая необходимость в дополнительном элементе мужского гардероба, которым и стал гульфик. Изначальным его предназначением было сохранение строгих нравов и предотвращение плотского греха. Но не тут-то было!
Представители сильного пола приняли нововведение, быстро к нему привыкли и сделали самой примечательной деталью гардероба. Ведь теперь они могли продемонстрировать всем истинные размеры и формы мужского достоинства, не нарушив нормы этикета. И, тем самым, привлечь внимание дам или вызвать зависть соперников.
Гульфик преобразился до неузнаваемости. Функцию формально сохранили, ведь впервые он был использован на ратном поле как деталь металлических доспехов, защищающая паховую зону воина от вражеского копья. В самом начале гульфик был ни чем иным, как важной частью рыцарских доспехов. Он закрывал место, "излишнее почти во всяком бою", причем сначала, даже на так называемых "максимилиановских доспехах, делался в виде мешочка из кольчужной ткани. Однако позднее его стали делать цельнокованным и называть тапуль. Появился этот элемент на латах в начале ХVI века и на немецком языке назывался Schamkapsel или "срамная капсула".
Потом деталь доспеха как раз и назвали гульфик или латц и выглядел он как самый настоящий колпак из железа, который соединялся с металлическим набрюшником с помощью заклепок или разноцветных лент. Считается, что эта мода возникла у швейцарцев, которые таким образом пытались защищаться от немецких ландскнехтов, которые коварным образом старались поразить их точным ударом копья в пах. При этом полностью оформленный металлический гульфик появился около 1520-го, но уже около 1570 года исчез. Интересно, что на одном из таких гульфиков на самом его конце отчеканено даже человеческое лицо с носом и усами — фантазия ну совершенно неумеренная! Металлический лязг доспехов рыцарских сражений стал вдохновителем для того, чтобы средневековая мода сделала свой очередной виток в сторону, и то, что когда-то было необходимым, сделалось модным, при этом и облик его весьма сильно изменился. Причем изменился не в соответствии с потребностью выполнять первоначальную функцию, а следуя велению моды. Вот так он и сделался важным аксессуаром костюма эпохи Возрождения и… предметом мужского хвастовства.
Гульфик преобразился до такой степени, что в нем трудно было угадать его исторические черты. Он все так же пристегивался, но уже как украшение костюма, и был снабжен по желанию владельца — вышивкой, жемчугами, драгоценными камнями, декоративными стежками. Для поддержания "стоячей" формы ткань даже простегивали в несколько слоев. Получался некий пуш-ап, спасение мужской репутации для тех, кого природа не столь шедро "одарила")
Мужчины победнее, у кого не хватало драгоценностей и денег, подшивали себе в гульфик мешочки с сеном, опилками, конским волосом, травой и песком. Но песок занимал ведущее место и был самым предпочтительным материалом для набивки гульфика.
И вот, бывало, во время танца с дамой, или, того хуже, торжественного приема (на котором не спрятаться в толпе танцующих) мешочек мог неожиданно протереться, и песок из него начинал сыпаться на пол. Вслед такому бедняге и звучала фраза: "из него песок уже сыпется, а он всё успокоится не может".
Модники украшали гульфик драгоценными камнями и изысканной вышивкой, иногда даже использовали его в качестве кармана и хранили в нем деньги, ценные вещи и даже лакомства (фрукты, оливки, орехи). Щеголь мог спокойно достать из гульфика грушу и угостить собеседника, что воспринималось вполне естественно.
Некоторые использовали гульфик в качестве своего рода кармана, и прятали там мелкие ценные вещи и деньги. Поскольку он подчеркивал, а не скрывал мужское достоинство, его, конечно же, не одобряла католическая церковь. Священники были в ужасе от новой моды, и резко её осуждали.
Популярность гульфика, однако, не была слишком долгой. Под давлением моралистов и церкви мужчинам пришлось обуздать свои вкусы и постепенно отказаться от столь явной демонстрации своей потенции.
К семнадцатому веку мода на гульфики постепенно угасла и эта выдающаяся деталь практически покинула наряды модников.
Вот как-то так, "О, времена, о, нравы!")
Надеюсь, мой рассказ был не слишком шокирующим. Честно, выбирала самые целомудренные иллюстрации))
В этой рубрике #история_одежды будет еще много познавательного и интересного. А чтобы не пропустить- нажмите "ПОДПИСАТЬСЯ
.