Если картины знакомы - а фамилию художника не вспомнит почти никто, как такое явление назвать? Анабиозом?
Кто ж не знает "Варьку"! Крепкую, как орешек, девчушку с самодельной куклой!
И эту счастливую семью:
И живописный рассказ о пополнении в семье. Видели же в учебниках! А кто автор?
Видно, в нашей живописи та же "беда", что и в нашей литературе: богатства немеряны-несчитаны. Настолько, что и "первый ряд" не упомнить, а до "второго" и руки не доходят.
Но здесь уровень мастерства таков, что непонятно, а почему, собственно, Карл Лемох оказался "автором второго плана"? Неужели потому что был "придворным" - учил рисованию и живописи царских детей? Монархистом считался, что ли?
"Московский немец", сын учителя музыки, Карл, однако, уже в десять лет был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Знаем, что в позапрошлом веке не было принято затягивать детство, однако столь юный студент был всё же редкостью. Ему было шестнадцать, когда получил рекомендацию в Академию художеств, сразу на второй курс исторической живописи!
Но оказалось, что в Академии с восемнадцатого века мало что изменилось. И под "исторической живописью" здесь разумеют Священную историю. Многообещающему студенту поручили сложную композицию: "Моисей, исторгающий воду из скалы". И не ему одному - тема была общая для всего курса. Надеялись получить пятнадцать разных "Моисеев" и выбрать лучшего.
Получили. Но следующая тема оказалась ещё "историчнее": "Пир бога Одина в Вальгалле"!
И тогда четырнадцать лучших выпускников, претендентов на Золотую медаль, отказались участвовать в финальном конкурсе! Ради какой-то "свободы творчества" они готовы были отказаться от положенного пенсиона и стажировки в Италии?! И даже от дипломов?! Молодость безрассудна, "бунтарям" от 22 до 26 лет. Может, ещё опомнятся?!
Нет. "Передвижниками" их назовут позже, а пока просто "Товарищество", созданное буквально по любимому роману "Что делать". Это Чернышевский их надоумил снять всем вместе просторную квартиру и организовать Артель! И если идейным вдохновителем был Крамской, то "артельщиком", заведующим хозчастью, практичный и безупречно честный Карл Лемох.
Зарабатывали, кто чем мог. Писали картины на заказ, читали лекции об искусстве... Лемох взялся преподавать. Уверял, что разработал авторскую систему, по которой научит любого!
А лучшей рекламой молодому учителю были его картины. Натурщики - крестьянские дети. Это в селе Ховрино под Москвой, на даче. Карл проводил там каждое лето.
Предложение занять почётную должность учителя царских детей - это было неожиданно. Пятеро учеников, очень разных по своим интересам. Выучил всех, но художником профессионального уровня стала только самая заинтересованная ученица - Ольга, сестра будущего императора Николая Второго. Рассказ об этой поре жизни художника здесь:
А император и императрица советовались с "Кириллом Викентьевичем" (так они "русифицировали" слишком немецкое имя художника) по вопросам закупки произведений искусства. Покупали и его картины для собственного собрания.
Иногда ведь случалось художнику писать и приличных детей из приличных семейств. И даже членов императорской фамилии
НО от земли не отрывался: главной темой осталось крестьянское детство. Всех обитателей деревни Ховрино знал в лицо и по имени, входил в их нужды, помогал. То отстроит избу погорельцам, то купит вдове корову. Понимал, что выручать деньгами - это даже не полдела, и занялся благоустройством села. Дорога, колодцы, и наконец, школа.
Случалось, крестьяне его и надували. Догадывался, но ... всё равно делился. Порой и тайком от семьи - семья непременно заметила бы, что чаще всех клянчит сторож, хотя жалование получает аккуратно.
Но так ли уж много надо семье? Жена, Варвара Фёдоровна, да дочка Варька. Это она на картине с куклой, "в крестьянском образе".
Помимо службы в Русском музее, Карл Викентьевич не общался почти ни с кем. Сейчас это назвали бы самодостаточностью: в наилучших отношениях с целым миром, но суета вокруг мешает...
Это уже взрослая Варька - ей здесь 23 года. Дочка художника.
Пока всё хорошо. Но мнительность, тревожные предчувствия художника, над которыми подтрунивали коллеги - случайная черта характера, или пророческий дар?
Целая череда смертей: дочь прожила с любимым мужем Владимиром Менделеевым (сыном химика) всего два года. Умер Владимир, а вскоре Варька похоронила и своего маленького сына Диму. Проходит ещё три года - умерла и жена. Художник не пережил потерь - умер в 1910 году. А Варька переживёт и блокаду - в Ленинграде.
Картины, этюды ... точное их количество неизвестно. Художник, произведения которого при его жизни украсили собой Третьяковскую галерею и Русский музей, музеи республиканские, областные, сто лет спустя оказался... неизвестным широкой публике!