Полагаю, многим знакома ситуация, когда наши представления о том, как будет «хорошо», отличаются от представлений о «правильно». И здесь речь совсем не обязательно о неком объективном «правильно», которое сделает нашу жизнь лучше. Это может быть авторитетное «правильно», которое выучено и оберегает нас от ошибок на собственном пути.
Возьмем для примера мальчика Лешу. Мальчик Леша решает школьную задачу по математике. У него в голове есть свой план решения, к которому он пришел интуитивно или логически. Но если мальчик Леша руководствуется тем, как «правильно» решать задачу, то, скорее всего, будет использовать тот подход, который ему предложили на уроке.
В целом, ничего страшного тут как будто бы и нет. Какая разница, каким способом решать задачу? Ответ же все равно получится один.
И, с одной стороны, это действительно так. Получить результат в какой-то деятельности можно порой десятками, а то и сотнями разных способов. Во всех случаях результат останется результатом, даже если будет отличаться чуть больше, чем ответ в задаче по математике у Леши.
Например, вы можете нарисовать птицу так, как видите ее вы, а можете опираться на готовые рисунки птиц. Можете приготовить ужин, строго следуя рецепту, а можете адаптировать его под свои вкусовые предпочтения. Можете включить вечером ту комедию, которую вам посоветовал авторитетный источник, а можете ту, которая кажется более интересной вам.
Во всех этих случаях вы получите и изображение птицы, и ужин, и вечернюю комедию. Вопрос только в том, сколько удовольствия вы при этом получите и насколько это будет соответствовать вашим потребностям и представлениям о прекрасном.
Мальчик Леша, не позволяющий себе использовать новые решения для задач, вероятно, утомится от выполнения домашней работы гораздо быстрее, чем тот же мальчик Леша, но подходящий к вопросу творчески и с огоньком.
Художник, изображающий птицу так, как ее видит он, получит от своего творчества гораздо больше, чем художник, вынужденный рисовать чужую птицу, потому что она правильная. А еще он вряд ли выработает свой уникальный стиль.
Значит ли это, что Леше вообще не стоит слушать учителя, а художнику – учиться у мастеров? Конечно, нет.
Но это значит, что есть деятельность, у которой нет объективно правильного результата. Но есть тот, который кажется хорошим нам и который действительно подарит нам удовольствие. А есть тот, который уберегает нас от опасности столкнуться с неудачей. Ведь он и не наш вовсе.
Автор: Лозовская Елена Андреевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru