В воздушных боях на советско-германском фронте немецкие лётчики, используя преимущества своей техники, с самого начала войны часто придерживались нехитрой тактики быстрой атаки из выгодного положения с последующим уходом при любом результате. Подобные действия сразу же породили определённое отношение к немцам со стороны лётчиков ВВС Красной армии: популярным стало мнение о том, что противник не принимает открытого боя, боится лобовых атак и вообще действует подло, «из-за угла», после чего трусливо удирает. Подобные заблуждения стоили жизни многим советским лётчикам. Уже утром 22 июня 1941 года, в самом начале грандиозного по масштабам сражения, в боях нашлось место и старым добрым «собачьим свалкам» между большими группами истребителей. Здесь немцы продемонстрировали всю свою выучку и возможности техники.
На пути у Гудериана
Ранним утром 22 июня 1941 года личный состав ВВС приграничных военных округов Красной армии был поднят по тревоге. В числе прочих готовили свою технику авиаторы 123-го ИАП 10-й САД ВВС ЗапОВО, которые не подозревали, что буквально через пару часов на них обрушится один из самых мощных ударов люфтваффе.
123-й ИАП был сформирован весной 1940 года и, как большинство своих собратьев, подошёл к началу войны не в лучшей форме — как по причине слабой подготовки лётчиков, выпускников лётных школ 1940 года, так и по вине матчасти. Поступившие на вооружение полка И-153 с моторами М-63 оказались тем ещё подарком: повышенная температура и падение давления масла, систематические обрывы главного шатуна двигателя привели к тому, что с августа 1940 по январь 1941 года полк фактически прекратил учебно-боевую подготовку. Минимальный налёт лётчики поддерживали на У-2 и УТ-1. После устранения части рекламаций полёты на «Чайках» возобновились, однако проводились с большими ограничениями. Тогда же в рамках перевооружения полк был поставлен в очередь на получение Як-1: 20 машин поступили буквально накануне войны, но личный состав не успел начать переучивание.
Сильной стороной полка было значительное число опытных лётчиков, включая командира полка майора Б. Н. Сурина, его заместителя капитана Н. П. Мажаева, комэсков, их заместителей и часть командиров звеньев. К 22 июня из 87 лётчиков только 10 были сержантами, прибывшими из школ в 1941 году. Ещё 47 человек были лётчиками второго года службы, а 30 служили в ВВС более двух лет.
К началу войны лётчики 123-го ИАП смогли в среднем налетать на И-153 по 15 жалких часов за полгода, и полк никак нельзя было назвать боеготовым. Но воевать пришлось именно с такой подготовкой. Боеготовая матчасть состояла из 58 исправных И-153 с М-63. Ещё 40 машин (20 новых Як-1 и 20 учебных И-15бис, УТИ-4, УТ-1 и У-2) были в такой ситуации скорее обузой. Управление полка и его 1-я, 2-я и 4-я эскадрильи базировались на двух аэродромах в 5–10 км севернее Кобрина – основном Именин и запасном Стригово, – а 3-я эскадрилья обосновалась прямо на границе на аэродромах Брест и Лыщицы.
Противниками лётчиков майора Сурина стали немецкие истребительные группы I./JG 53, III./JG 51 и IV./JG 51, развёрнутые в составе II авиакорпуса 2-го Воздушного флота на брестском направлении. Эти части, находившиеся в подчинении штаба эскадры JG 53 на аэродромах Кжевица и Халаши в 40 км западнее Бреста, были оснащены новейшими Bf 109F-1 и F-2 (117 машин, из них 91 исправная), а личный состав был хорошо подготовлен и в большинстве имел боевой опыт. Соотношение сил и так было крайне невыгодным для советских лётчиков, а в 10 км восточнее Кжевицы на аэродроме Рогожничка базировались ещё и штаб с двумя группами эскадры SKG 210, вооружённой двухмоторными истребителями Bf 110 (83 машины, из них 74 исправные).
В противостоянии этой армаде 123-му ИАП мог помочь только 33-й ИАП, базировавшийся в 40 км севернее Кобрина на аэродроме Куплин (Пружаны). Имея хорошо подготовленный кадровый состав, этот полк располагал по-настоящему антикварной матчастью: исправными были всего 25 И-16 тип 5 выпуска 1936–1937 гг. и шесть И-153. Другие истребительные части ЗапОВО оперативно прийти на помощь истребителям 10-й САД не могли, и двум полкам предстояло прикрывать небо на чрезвычайно важном направлении Брест — Кобрин, ставшем осью наступления моторизованных соединений Гудериана.
В утренних сумерках, чуть раньше 4:00 (здесь и далее время московское), немецкие самолёты-разведчики и наиболее подготовленные экипажи бомбардировщиков Ju 88 и He 111 пересекли границу и направились к аэродромам, транспортным узлам и другим целям на советской территории. Они имели приказ провести доразведку, но при благоприятных условиях готовились атаковать наиболее важные цели.
Первые немецкие самолёты, согласно журналу боевых действий 10-й САД, были зафиксированы почти над всеми советскими аэродромами на брестском направлении уже в 3:45–4:10.
Основная ударная волна, согласно донесениям постов ВНОС, появилась в районе Брест — Кобрин около 4:30. Бомбы обрушились на город Брест, станцию Жабинка и аэродромы Малые Зводы, Лыщицы и Брест. В 8:17 группа «Мессершмиттов» Bf 110 атаковала аэродром Малые Зводы, где они уничтожили и повредили все самолёты 74-го ШАП. Через несколько минут один из «церштереров» расстрелял И-153 лейтенанта В. Т. Шулики из 3-й эскадрильи 123-го ИАП, который в 8:30 взлетел на перехват с соседнего аэродрома Лыщицы. Лётчик погиб.