Доброго дня, коллеги. Прошу прощения за длительную пропажу, Крыс свое внимание распределяет туда, где есть деньги. На Дзене для меня есть только определенное моральное удовлетворение, так что им пожертвовал ради улучшения своей и сына жизни. Но, как бы то ни было, сейчас снова понапрягаем серое внутричерепное вещество. На рассуждение натолкнула полемика комментаторов под популярным разговором о том, почему бы не платить работникам много. Полемику приводить не буду, ибо ребята в выражениях особо не стесняются. Краткая суть: один говорит: а в чем проблема, собственник бизнеса уберет ненужных ему раздолбаев, наберет новых и вообще ничего не потеряет как минимум, а с высокой долей вероятности приобретет. Второй утверждает, что без печальных последствий "зачистить" можно лишь незначительную часть персонала - откровенную шерсть - иначе всем звезда. Дальше начинается мерянье пипирками, что не интересно.
Сейчас и поговорим, кто из двоих прав и насколько действительно важны для бизнеса те, кто в нем работают помимо владельца.
Pro
Сперва от себя, что Крысу не свойственно - я тут не оцениваю что-то, а вас думать заставляю - автор убежден, что есть ничтожно мало сфер, в которых роль персонала действительно критична для бизнеса. Дело в том, что в одной только Москве найти можно кого угодно, от набившего оскомину "тыжпрограммиста" и даже хорошего программиста до дрессировщика пингвинов, а если не корчить из себя рабовладельца и освоить таки удаленный менеджмент (управление удаленными командами), то сделать это можно даже и не дорого и относительно быстро.
Давайте рассмотрим личный кейс автора. Прошу читать это без каких-то своих мнений, а смотреть исключительно на фактуру и суть. Один из моих доходов - бутиковое VIP маркетинговое агентство. Чистыми в мой карман оно приносит мне 1,5 миллионов в месяц с погрешностью, грубо, в "сотку". Сейчас там штатно работает 12 человек и около 60 подрядчиков. Но есть нюанс. Эту же "полторашку", только с чуть большей погрешностью (с учетом инфляции), я делал и вообще без сотрудников. Крыс плюс подрядчики-исполнители. Если кто-то из 12 уволится, не произойдет ровным счетом ничего, даже если завтра встанут вообще все, я элементарно лично возьму на себя работу или кого-то одного или всех сразу. Скорее всего, ежели такое произойдет, в первом месяце я буду в офигенном плюсе: 12 зарплат останутся в моем личном кармане, не нужно будет помещение, затраты на инфраструктуру. Во второй-третий месяц начнутся "отвалы" клиентов, потому что один я действительно не смогу один контролировать все, 3-6 таки останутся, на них ресурсов меня одного хватит. Далее, если будут падать доходы, я просто извернусь для увеличения среднего чека, благо, в этом плане всегда есть куда расти, особенно если, грубо говоря, "продаешь воздух". Ну и да, маркетолог, пусть даже не крутой, не нейрохирург, их есть на рынке в количестве достаточном для выборки. Так что, пф, пусть уходят, плевать.
Теперь от байки к сути. Задача владельца бизнеса, вопреки Марксу, не только где-то надыбать ресурсы для старта, а еще и в примитиве набросать систему. То есть сделать регламенты, инструкции, стандарты, схемы мотивации, "фишки" коммуникации с клиентами, с подрядчиками, простроить финансовые цепочки, инфраструктуру. И только после этого он сможет завести первого наемного штатного сотрудника. Когда уже предприниматель не крутится в формате сам себе злобный буратин, а может хоть что-то как-то делегировать (чему еще надо научиться!), он должен доработать то, что начал "в примитиве", делегировать операционку на специально обученного и специально нанятого человека, который уже отполирует мелкой "шкуркой".
Собственно, именно благодаря этой системе, если она сделана не для галочки, лишь бы что-то куда-то написать, потому что так бизнес-тренер сказал, практически кого угодно можно сравнительно легко заменить и почти ничего не потерять с высокой долей вероятности. Поэтому я и ржу с баек из серии "я работал в супер-дупер холдинге, я ушел, холдинг развалился или где-то рядом, и меня умоляют на коленях вернуться". Ребята, любящие эту байку. Если речь идет не про шаурмечную на повороте, в которую владелец приезжает раз в пятилетку и то мимо проезжая, то на лично вас завязано настолько мало, что критичным ваша потеря не станет. Да, есть некоторые должности, люди на которых могут существенно ударить по компании, но далеко не насмерть, а просто в формате определенного неудобства и чуть более значительной траты ресурсов. Все.
Ок. А что с нашим любимым масштабированием? Дак масштабирование и начинает босс. А наемники на местах, грубо говоря, уже расширяют проторенную им дорожку и копипастят с доработками его опыт.
Хотите больше? Его есть у меня. Существуют целые ОТРАСЛИ с миллиардными оборотами и емкостью в сотни миллиардов, которые вообще не предполагают наличия какого-то штата. А наша любимая автоматизация, на которую молятся неокоммунисты (непонятно почему, их же она в первую очередь и оставит без работы, или же они все как один мнят себя в ЦК руководителями совка 2,0?).
Contra
Вернемся к тому же самому моему маркетинговому агентству. Я прекрасно знаю, что оно может приносить мне как минимум 3 миллиона в месяц, то есть вырасти в 2 раза. Но время для этого не пришло, потому что для этого надо, то-се-пятое-десятое, причем бОльшую часть "того-сего" предстоит делать лично мне. Ну а конкретно в случае Крыса, есть и другие источники дохода, которыми надо заниматься, плюс сынок подрастает, плюс деньги надо не складировать пачками, а использовать как инструмент, в том числе, для собственной жизни и ее улучшения. А как тут жить, если ты 24/7/365 занят? Вот поэтому и нужны сотрудники. Они тупо высвобождают ресурс, чтобы ты, предприниматель или бизнесмен, занимался чем-то другим: зарабатывал в других местах, развивал этот бизнес без оглядки на "текучку", жил той жизнью, которую хотел.
Но есть нюанс. Многое из того, что написано в разделе Pro - так это должно работать в теории. К чести коллеги из бизнеса, доля тех, у кого получается, постоянно растет. Но в рубизе (русском бизнесе), который еще молодой и глупенький, в реальности все работает немного не так. Часто есть один тащер, который или тащит на себе отдел, направление, а то и весь бизнес в целом. И его или их (чаще всего тащеров-таки несколько) уход действительно может если не убить предприятие, то серьезного его пошатать, и не факт, что шатания остановятся и вернутся на прежний уровень, хоть ты армию замен приводи.
Все потому, что изначально система была выстроена не правильной. Регламенты оторваны от жизни, "заточка" под конкретного человека (как правило, кого-то из топов, который и превращается автоматически в тащера и, де-факто, реального владельца бизнеса) и прочие типичные ошибки. Коих совершают все меньше и меньше. Вообще, согласно моему опыту, который вполне может быть не последней инстанцией, подобная опасность краха от отсутствия людей на местах, пострадать как раз могут не "современные" бизнесы, а осколки СССР, приватизированные "красными директорами", в реальном бизнесе понимающими как свинья в балете, но умеющими со времен той самой "красноты" грамотно делегировать и искусно подлизывать сильным мира сего.
Итого
Крыс останется при своем мнении. Без персонала практически любой бизнес может обойтись в принципе. И пусть он уже не будет большим, дорогим и высокодоходным с сотнями процентов прироста YtY (ладно, с сотнями погорячился, но суть ясна), но он будет и его хозяина вполне себе прокормит.
Отсутствие того или иного конкретного человека на его рабочем месте в рамках конкретной компании не изменит вообще ничего (за очень редким исключением в конкретном небольшом перечне отраслей и должностей), ну максимум придется выложить энные ресурсы, но они легко и быстро отобьются, а то и с профитом.
Как бы грубо это не звучало, но, в разрезе бизнеса, люди - всего лишь инструменты. Как молоток. Он может быть плохим, тогда его выбрасывают и покупают в магазине другой, он может быть хороший, тогда им пользуются, пока он не развалится и не придется его отправлять в утиль и идти в магазин, его может не быть вообще - гвоздь и плоскогубцами, и книгой, и камнем, да и вообще практически чем угодно забить можно, хоть и не так удобно и легко, как молотком. Еще необходимость в нем может пропасть - вот кончились у меня картины, которые надо повестить и полочки, которые надо повесить - а может возникнуть, и тогда молоток или можно взять в аренду или вызвать специально обученного человека - это я тонко намекаю, что считающие себя незаменимыми работники в любом случае под угрозой, ибо есть аутсорс, бояться которого уже почти перестали.
Но конкретно люди конкретно в бизнесе позволяют высвободить ресурсы единственного критично важного человека - его организатора и владельца. Не больше, но и не меньше.
Но исключительно в том случае, если эта критичная персона сделала свою работу правильно.
Прочитал? Понравилось? Еще хочешь? Подпишись, поставь лайк, скажи спасибо автору в комментариях. Тебе не сложно, а Крысу приятно.
Все изображения взяты из открытых источников