Его доброе имя было восстановлено через 15 лет. О подвиге зафронтового разведчика, заброшенного в город Орёл, доподлинно узнали из показаний его палача, изменника Михаила Букина, начальника сыскной полиции, которую местные жители прозвали «русским гестапо». Этот человек, прожженный циник и предатель, не мог понять, чем руководствуется в своих действиях молодой человек? А тот просто любил Родину, верил в торжество справедливости, это помогало жить, приносить пользу стране.
Николай Борисович Челюскин, сын орловского дворянина, родился в 1915 году. После революции сословия в стране были упразднены, а запись в метриках стала черной меткой для мальчика. Юноше было 16, когда в первый раз арестовали отца по причине «сокрытия ценностей». Вскоре отец вернулся, но арест 1937 года для него закончился высшей мерой наказания.
Биография не позволила Николаю получить высшее образование в театральном ВУЗе. Но яркое дарование не осталось незамеченным. Юношу приняли на службу в местный драмтеатр. И вновь подвело неблагонадежное происхождение. Амплуа строго ограничили. Ему разрешили играть купцов-толстосумов, иных прожигателей жизни из пьес Островского. О положительных ролях приходилось только мечтать.
Он выходил на сцену Орловского, Ачинского, Архангельского театров. Завел семью, растил дочь. Когда началась война, рвался с оружием в руках защищать Родину. Актеру предложили иной, крайне опасный путь - стать зафронтовым разведчиком на территории родного города. Задание было сложным: получить работу в полиции с целью ведения военно-политической разведки. Здесь его родословная должна была сыграть положительную роль. Согласился, хорошо понимая, чем это может закончится.
К работе «Зимовщика», таким был его оперативный псевдоним, готовили опытные контрразведчики Георгий Михайлович Брянцев, Николай Иванович Селифонов и Сидоров Иван Данилович. За неимением времени обучение сократили до минимума. Заброска в немецкий тыл состоялась 25 марта 1942 года. И больше о его судьбе в Москве долгое время ничего не знали. А он по дороге в Орел благополучно пережил две проверки документов, после третьей оказался в застенке. Бдительным полицаям показался подозрительным. Допросы с пристрастием не помогли, Челюскина отвезли в орловское «Русское гестапо».
Стойко выдержать очередную проверку помог природный оптимизм. Легенда Николая была почти безупречной - дезертир, смертельно обиженный на советскую власть, пробирается к родным. Мать Николая, его родственники действительно жили в Орле. А он, дожидаясь окончания проверки, услаждал слух арестантов и полицаев романсами, куплетами из оперетт.
Уже в мае, и вероятно, по протекции ранее засланного разведчика, а теперь полицеймейстера Василия Головко, Челюскин стал начальником паспортного стола полиции г. Орла. «Зимовщик» умело пользовался служебным положением, вычислял предателей, провокаторов. У партизан и подпольщиков появилась возможность обзавестись надёжными «аусвайсами» - ведь у Челюскина был свободный доступ к бланкам. Окольными путями Николай получал сведения для адресных налетов на немецкие объекты и коммуникации.
На своем рабочем месте «Зимовщик» продержался три месяца. По наводке предателя начались аресты подпольщиков, Николай оказался под подозрением. Наблюдение за его домом ничего не дало, но в сарае полицаи нашли пачку чистых бланков для аусвайсов. Арестованный Челюскин с достоинством выдержал все привычные методы «физического дознания» врагов.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
25 декабря 1942 года героя расстреляли. Но где с ним расправились - неизвестно до сих пор. А полицаи старательно распускали слухи о том, что он сотрудничает с фашистами. Только с освобождением орловщины правда начала выходить на поверхность. Но на это потребовалось несколько лет. В 1966 году Челюскин был награждён медалью «За отвагу».
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.