Маленький Джет Ли родился в очень бедной семье, они часто недоедали , а единственным доступным развлечением и способом реализовать себя стала бесплатная секция ушу по соседству.
Тренер, хотя и сам был небогат, часто подкармливал Джета, так как мальчик был слабым и очень болезненным.
Но вернемся к более позднему периоду жизни Джета Ли, а именно к съемкам в кино.
Герой нашей сегодняшней истории в начале своей карьеры получал за съемки в главной роли меньше доллара в день, а в результате стал одним из самых востребованных актеров в Голливуде, и третьим по известности в мире мастером восточных единоборств после Брюса Ли и Джеки Чана.
Голливуд много лет использовал китайских актеров в своих фильмах в роли массовки, или в лучшем случае актеров 3-4 плана, но выше подобной должности в кадре прыгнуть ни у кого не получалось.
Почти получилось у Брюса Ли, который начинал перебираться из Гонконга в Голливуд. Но Брюс не успел.
В 80-х в Голливуд попытался прорваться Джеки Чан, но первые попытки оказались провальными.
По словам самого Джеки из-за того, что американские кинематографисты делали всё неправильно.
В 90-х Голливуд снова накрыло модой на гонконгские боевики и в американском прокате стали один за одним выстреливать привезенные из Китая фильмы.
Сперва деньги стали бросать в самого Джеки Чана, но Джеки на всех не хватало, ему постоянно приходилось от чего-то отказываться. Тогда-то в Голливуд и прорвался злой Джеки Чан, который на своем пике не уступал доброму по гонорарам.
Проник в Голливуд Джет Ли именно на отказах Джеки и на его нежелании играть злых китайцев.
Сегодня хотелось бы вспомнить об этом умельце чересур ускоряться на больших экранах, да так, что камера не успевала захватывать его движения.
Кстати, из-за этого Джета часто просили размахивать руками и ногами в кадре, замедляясь настолько, насколько это возможно, и даже дали прозвище "реактивный мастер ушу".
Именно Golden Harvest и её основатель Рэймонд Чо открыли миру Джетта Ли. То же самое они ранее проделали с Джеки Чаном и Брюсом Ли.
Считается, что данная студия популяризировала боевых китайцев по всему миру.
В 80-х гонконгское кино было на подъёме, а за счет Джеки Чана росли бюджеты всех фильмов. Но Джеки Чан просто физически не мог сниматься во всех фильмах студии Golden Harvest.
Плюс Джеки очень хотел прорваться в Голливуд. Это его желание в начале 80-х вылилось в пару провалов в Штатах.
Пока он занимался ерундой, гонконгской студии был необходим кто-то как Джеки Чан, только не Джеки Чан.
Выбор пал на одного славного паренька, который на различных турнирах эффектно размахивал руками, ногами, дао и цзянем. Звали этого паренька Джет Ли.
Первым фильмом актёра стал "Храм Шаолинь". Для тех времён у него был внушительный по гонконгским меркам бюджет в 200 тысяч долларов.
Его общие кассовые показатели сложно подсчитать. но только в Гонконге фильм собрал больше 2 миллионов долларов.
Прокат Китая в те годы был организован иначе. Известно, что "Храм Шаолинь" в Китае посмотрело 50 миллионов человек. Подобная цифра намекает на то, что успех был огромным и на материковом Китае.
Естественно, сразу же было заявлено продолжение.
В 84 году вышел второй Храм Шаолинь, а в 86 третий. Возможно, был бы и четвертый, так как третий только в Гонконге собрал 3 миллиона долларов. Но из-за тяжелых съемок и постоянных драк на площадке Джет Ли разругался с режиссером и наотрез отказывался сниматься в продолжениях.
По слухам, все скандалы были из-за того, что китайцам из Гонконга платили больше денег, чем китайцам из материкового Китая.
Им доставалась миска супа и предполагалось, что они должны быть довольны. Но почему-то миска супа не работала так, как предполагалось, и гонконгских парней стали колотить сперва по ночам, а потом и днём.
Так что съёмки постоянно срывались из-за того, что одна часть съёмочной группы бегала за другой.
Джет Ли был дальновиден и выступал за материковый Китай, который имел численное превосходство. Так что его не били и он под разными лозунгами требовал равной оплаты.
Кто победил, история умалчивает, но Ли стал отказываться сниматься в фильмах людей, которые требовали работать за миску супа.
Кстати в первом храме Шаолинь Джет Ли получал целый 1 юань в день за съёмки. Тогда за один доллар давали полтора юаня, а средняя зарплата по стране была 35 долларов в месяц. То есть актёр за съёмки в первом фильме не получал даже среднюю зарплату.
Это была особенность гонконгского кинематографа. Платили много большой звезде, а остальным доставались уже копейки. Из-за чего бюджеты фильмов выходили не очень большими, и при продажах в разные страны получалось зарабатывать неприлично много.
В конце 90-х Гонконг стал китайским. И вот такие моменты уже сложно было организовывать. Так что многие гонконгские кинокомпании разорились, а знаменитая Golden Harvest стала заниматься кинотеатрами и перестала снимать кино.
В Советский Союз трилогия тоже попала, только не в кинотеатры, её кусками показывали в передаче «Клуб путешественников». Утверждается, что успех был дикий, из-за чего в стране наблюдался всплеск интереса к восточным единоборствам.
Период с 86 по 91 год у Ли был очень скромным. С ним вышло всего два фильма. Обычно это связывает как раз тем, что Ли выбрал неправильную сторону в конфликте, и пока важных китайцев били, подбадривал атакующих.
Гонконгское кино того периода было сильно повязано с криминалом. Страдали от него все известные актеры, от Брюса Ли до Джеки Чана.
Вернулся в большое кино Ли в 91 году с фильмом «Однажды в Китае», который собирался на мощностях всё той же Golden Harvest.
Это был огромный кассовый хит, который только в Гонконге собрал больше 4 миллионов долларов. Уже через год ему выдали сиквел, который ушёл уже за 5 миллионов. Менее чем через год подвезли и третью часть. Она освоила в прокате чуть меньше 5 миллионов, но в любом случае тоже стала хитом.
После этого Джет Ли из серии на какое-то время ушёл, и пару продолжений выпустили без него. Вернулся он уже в 1997 году шестую часть, которая станет самым успешным фильмом серии.
У нас она называется «Американские приключения», а потратили на неё 12 миллионов долларов.
Но взяв перерыв с фильмами «Однажды в Китае», Ли не стал сниматься в каких-то не особо кассовых фильмах. У него появился фильм "Легенда".
В 93 году картина насобирала 5 миллионов в Гонконге и почти столько же на Тайване, попав в тройку самых кассовых фильмов года.
Ну а в 1994 году Джет Ли снялся в фильме «Кулак Легенды». Это было довольно опасное кино, так как оно является своеобразным переосмыслением «Кулака Ярости» Брюса Ли. И в случае неудачи Джету Ли могло здорово достаться.
Кулак легенды, наверное, самый известный рейтинговый фильм гонконгского периода Джетта Ли.
Это как Ип Ман, только вместо Дони Йена Джет Ли, круче которого в фильме нет ничего.
Постановка и фильмы очень похожи. Есть хороший китаец, есть плохой японец. Есть хороший китайский кулак, есть плохое японское лицо. И связывает их мифический удар.
Здесь, правда, не все японцы плохие. Некоторых даже можно снисходительно похлопать по плечу. Но всё равно, по доброй китайской традиции, любой японец хорошо умеет делать только одно. Ловить лицом китайский кулак или китайскую пятку.
Самое забавное во всём этом то, что кассовые сборы в Гонконге у этой ленты одни из худших в карьере Джетта Ли. Он собрал меньше, чем его первый фильм «Храм Шаолинь» в 1982 году.
Но выбравшись за пределы Гонконга, кино стало огромным хитом. И обычно как раз это кино называют тем проектом, который позволил актеру прорваться в будущем в Голливуд. Его стали узнавать не только в Китае.
Во время первого показа фильма на британском телевидении, он заняло шестое место по зрителям за всю историю китайского кинематографа. Хореографа Юэнь У-пина пригласили ставить поединки в Матрице после этого фильма.
Но из-за не самых хороших показателей в начале проката, Джет Ли отказался сниматься в продолжении. И оно вышло уже без него и быстро провалилось.
Закрепил успех в мире Джет Ли с фильмом «Чёрная маска». Его на волне интереса к Ли даже выпустили в американский прокат, где он собрал 12 миллионов. Это уже был знак, что время пришло.
И в 1997 году Джет Ли стал подыскивать себе проект, с которым бы мог прорваться в Голливуд, и он его довольно быстро нашел, этим фильмом должен был стать "Взрыватель".
Жан-Клода Ван Дамм заменит в фильме именно Джета Ли, после чего утонет с фильмом в прокате и закончится как большая звезда.
С Джетом Ли это был бы немного другой фильм. Из-за внедрившегося в фильм Ван Дамма сценарий основательно переписали, там появился герой Роба Шнайдера, взрывающиеся джинсы и прочие мелочи, которые возможно здорово звучали как идея, но быстро превратили фильм в непонятное шапито.
Ушел из фильма Джет Ли не из-за того, что почувствовал какой-то подвох, просто ему поступило гораздо более интересное предложение. Роль титульного негодяя в фильме "Смертельное оружие 4".
На его стороне выступил небольшой парад планет, Мел Гибсон и режиссёр Ричард Доннер целый год бегали вокруг Джеки Чана. Но Джеки всё время отказывался играть злодея, не помогали даже рекордные на тот момент для него гонорары.
Актёр говорил, что может быть и согласился бы. Если бы это бы какой-нибудь злодей с принципами. А играть негодяя, который выкупает у продажных китайских генералов своих друзей хулиганов, он точно не будет.
Четвёртое смертельное оружие пострадало из-за Мела Гибсона. У актёра было свободное окно в два месяца, после чего так много времени он не мог выделить на кино до начала нулевых, из-за чего с фильмом была грандиозная спешка.
С настолько дорогим фильмом событие для тех лет действительно уникальное, от старта съёмок до премьеры в кинотеатрах прошло меньше семи месяцев.
Если бы о таких сроках сообщили какому-нибудь Стэнли Кубрику, он скорее всего бы сразу застрелился. Сперва, правда, перестреляв всех наркоманов, которым в голову пришла настолько светлая идея.
Авторы работали над фильмом, не имея на руках готовый сценарий. Из-за спешки деньги часто тратили на то, что потом не использовали, так как создатели вдруг решили, что задуманный эпизод фильма не подходит.
По разным данным потратили на фильм от 120 до 150 миллионов. В прокате же удалось собрать лишь 285. Позднее студия наверное вышла в плюс с видеокассетами и продажами на телевидении.
Но в прокате картина провалилась, из-за чего пятый фильм и не состоялся, хотя пытаются его запустить до сих пор.
Однако на Джете Ли неудача никак не сказалась, его наоборот назначили единственным светлым пятном четвёртого смертельного оружия.
Хотя рядом с провалом "Смертельного оружия 4" прокат взорвал первый "Час пик", и Джеки Чан принял на себя основную волну предложений от голливудских студий, Джет Ли этими предложениями тоже заваливали.
Часто к нему летели предложения опять же после отказа Джеки Чана. так что отработав свой последний гонконгский контракт в фильме «Хитмен», Джет Ли на несколько лет перебрался в Голливуд.
Где-то в это время он отказался от главной роли в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Версий у этого события несколько.
По одной из них ему больше платили за фильм «Ромео должен умереть», а так как тогда никто не предполагал, что «Крадущийся тигр» станет настолько внушительным кассовым успехом, он и выбрал «Ромео».
Но есть и другая версия, что сняться в обоих фильмах ему ничего не мешало. И отказался он из-за беременной жены, которую не хотел надолго оставлять одну.
Так что здесь можно сделать выбор в зависимости от отношения к Джету Ли.
Либо он из-за жадности послал бегающего у него под дверью режиссёра Энга Ли, либо для него семья оказалась важнее.
За "Ромео должен умереть" Джет Ли получил 2,5 миллиона долларов. Это был первый фильм в кресле режиссёра оператора Анджея Бортковяка, который как раз работал оператором на фильме "Смертельное оружие 4". Стоил фильм 25 миллионов, а в прокате собрал 91 миллион.
Это кино на выходе сильно раскритиковали из-за постановки боевых сцен. Тогда как раз вышла Матрица, и все хотели видеть в кадре "летающих на тросах" людей. Вот Джет Ли и стал летать.
Сейчас смотрится совсем плохо, но и тогда это выглядело откровенно нелепо.
Но в любом случае это был кассовый успех, и Ли немедленно назначили большой звездой, а выбор среди сценариев у него стал гораздо внушительней.
А потом наступило "Противостояние", у этого фильма забавная история, связанная с названием. В оригинале он называется не «Противостояние».
Первоначально главную роль должен был играть Дуэйн Джонсон, и предполагалось, что это будет его первый фильм. Так что рабочим названием его был фильм "Дуэйна Джонсона №1".
Пока шла подготовка к съемкам, Дуэйну пришло предложение сняться во второй Мумии.
Хотя там роль была небольшой, съемки "Мумия возвращается" должны были идти в то же время, на которое было запланировано производство первого фильма Дуэйна, Джонсон отдал предпочтение мумии.
Платили ему столько же, но Мумия возвращается была блокбастером и прогнозируемым хитом.
Когда он ушел и к проекту быстро подключили Джета Ли, из названия пропал Дуэйн Джонсон и осталось просто фильм номер один.
Пока шли съёмки, из названия пропал сперва фильм, а потом и номер. Остался только один. В прокате это кино провалилось.
Обычно неудачи здесь списывают на конфликты режиссёра со студией во время съёмок.
Постановщик Джеймс Вонг перед "Противостоянием" снял "пункт назначения" и сразу же стал талантливым. Но не настолько, чтобы в его работу не вмешивалась студия.
Вонг уверяет, что почти все его идеи и решения зарезали во время съемок. Не разрешили ему и подключить к фильму его композитора, навязав Тревора Рэбина.
Все эти конфликты привели к тому, что тестовые показы "Противостояния" прошли отвратительно, из фильма пришлось вырезать почти 40 минут.
Обошёлся фильм в 50 миллионов, а в прокате смог собрать только 72.
По легенде, именно благодаря этому фильму появилась франшиза «Перевозчик» и Джейсон Стэйтем стал звездой.
Да, здесь у него роль второго плана. Но авторы «Перевозчика», посмотрев фильм, решили, что из него можно сделать отличного экшен-героя. Джет Ли же отправился к Люку Бессону в фильм «Поцелуй дракона», за который ему выдали 5 миллионов.
Это первый фильм Джета Ли после переезда из Китая, в котором единоборства не стали заменять тросами и прочими спецэффектами. Говорят, что произошло это из-за критики фильма "Ромео должен умереть".
Обычно в Голливуде репетируют сцены поединка в пару часов, после чего то, что получилось, снимают. В Гонконге стандартно репетируют несколько дней.
Нечто похожее попробовали организовать и здесь. Так что драки в фильме вполне можно смотреть. Хотя местами они сильно похожи на творчество Джеки Чана, а не на творчество Джета Ли.
В прокате «Поцелуй дракона» собрал 64 миллиона при бюджете в 25. Это уже не назвать успехом, но и в провалы фильм не записать.
Хотя первоначально продолжение и было заявлено, из-за скромного результата в прокате его отменили, и после «Поцелуя дракона» Джет Ли вернулся в Китай, где успех «Крадущегося тигра» собирался повторить постановщик Чжан Имоу, и ему уже Джет Ли отказывать не стал.
Если в штатах актёру платили уже 5 миллионов, в фильме "Герой" Джет Ли согласился сниматься за миллион.
Актёр говорит, что очень хотел попасть в фильм, и понимал, что ему не смогут заплатить те деньги, которые он требует на западе. Так что сильно срезал свои запросы.
Обошедшийся в 31 миллион фильм собрал в мире 123 миллиона, а через пару лет после премьеры, добравшись до США, там взял еще 53 миллиона.
В штатах успех китайского фильма списывают на Квентина Тарантино, который бегал вокруг фильма и настаивал на выпуске в американский прокат.
Он разрешал он даже использовать его имя в промо-материалах, до такой степени он был в восторге от ленты.
Его имя и правда использовали, хотя к фильму он отношения не имеет. Но посчитали, что это и правда может добавить фильму кассы.
Добавило или нет, мы не узнаем, но просидел он на первом месте американского проката две недели, а сбросила его с вершины Милла Йовович, с фильмом «Обитель зла 2: апокалипсис».
Вернулся в Голливуд Ли с новым фильмом Анджея Бортковяка «От колыбели до могилы».
Когда-то у нас на дисках этот фильм назывался «От колыбели до могилы 2». Всё из-за того, что в оригинале присутствует цифра 2, то есть «Cradle 2 the Grave».
Только это было написание предлога через цифру, такое в английском языке часто случается, а здесь ещё имелась песня Тупака с аналогичным названием, где как раз не было двойки.
Но тогда с этим никто не разбирался. Двойка имеется, значит вторая часть.
Оригинал, правда, выделял двойку, так что не удивительно, что на пиратских версиях фильма тоже ставили эту самую двойку.
В 2005 Джет Ли снова поработал с Люком Бессоном над фильмом «Дэнни цепной пёс».
Он кстати мог стать последней работой актёра. Сняли фильм в 2003, а в 2004 Джет Ли попал под цунами на Мальдивах.
Связь с островами пропала на несколько дней, и из-за того, что с актёром не могли связаться, некоторые издания его спешно похоронили, сообщив о том, что мастерское владение цзянем не помогло актеру против катаклизма.
Но Джет Ли остановился в хорошем отеле, который выдержал удар стихии и не был смыт в море, так что актёр не пострадал. Но на него так повлияло это событие события организовал некоммерческий фонд, который оказывает помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий.
Ну а сам фильм «Дэнни цепной пёс» снимали из-за Джетта Ли. Люку Бессону так понравились способности Ли избивать толпу народа на съёмках «Поцелуя дракона», что он написал сценарий под эту способность актёра, и назвал его «Дэнни цепной пёс».
Джет Ли за роль в этом фильме получил 7 миллионов долларов, а «Дэнни цепной пёс» стал самым массивным провалом актёра. Обошёлся он в 45 миллионов, а в прокате собрал лишь 50.
После этого актёр снова отправился в Китай, где снялся в фильме «Бесстрашный».
Это кино пострадало уже на этапе пост-продакшена. Первая версия, которую постановщик Рон Нью представил студии, шла 2 часа 20 минут.
В кинотеатры же ушла версия, которая шла чуть более полутора часов. Что, наверное, было правильным решением, так как при бюджете в 18 миллионов, в общемировом прокате фильм насобирал 70.
Позднее на дисках выпустили сразу три версии фильма. Театральную, режиссёрскую и версию без рейтинга. Так что многие, кто видел фильм не в кинотеатрах, скорее всего смотрели уже версии фильма, не пострадавшие от ножниц.
В 2007 году с Джетом Ли вышли сразу две картины. Одна китайская "Полководцы" и американская "Война", в которой он снова поработал с Джейсоном Стэйтемом.
Оба они провалились.
"Войну" Джет Ли откровенно недолюбливает, о чём часто заявляет в интервью, что с ним бывает достаточно редко.
Обычно, если его спрашивают, какой фильм в его карьере он считает худшим, он называет Войну" и начинает рассказывать о том, какой же бездарный режиссёр снимал кино, и как он страдал на съёмках, понимая, что кино точно провалится.
Сниматься в этом фильме Джета Ли вынудили контрактные обязательства. Он подписал контракт на производство пяти фильмов. Потому его крики о том, что кино плохое, а режиссер бездарен, никого не волновали.
Оператором бездарного фильма, кстати, является будущий постановщик- "Заложницы", Пьер Моррель, а бездарный режиссёр Филипп Джей Этвелл до "Войны" снимал различные музыкальные клипы.
Он, к примеру, снял клип на песню Эминема "Stan" и огромное количество клипов 50 Cent, так что похоже, Джет Ли просто не любит рэп, но не смог придумать, как об этом рассказать продюссерам.
В общем, "Война" насобирала 40 миллионов при бюджете в 25. Мы узнали, что снимал её очень бездарный режиссёр. И у нас появилась очень криво и нелепо снятая сцена гибели одного из главных героев.
Но здесь, скорее всего, дело не в бездарном режиссёре, а в том, что став большими звёздами, актёры часто отказываются ловить пулю в кадре. И их приходится убивать, бросая в пропасть, в воду или взрывая.
Здесь возможности бросить в пропасть не было. Так что пришлось снять всё очень криво.
В 2008 году у Джета Ли снова случилось два фильма, на этот раз оба голливудских.
"Запретное царство" был многими ожидаемым фильмом, ведь в нём впервые на одном экране встретили Джеки Чан и Джет Ли.
Они не скрывали, что согласились сниматься в картине только из-за этого.
Благодаря тому, что интерес к фильму был повышенным, он в прокате собрал 127 миллионов при бюджете в 55, хотя и обладает при этом скромными зрительскими оценками.
Повредило фильму отсутствие сценария, писали его буквально по ходу съёмок, хотя Джет Ли и Джеки Чан всё равно остались довольны.
В основном тем фактом, что им не приходилось много репетировать сцены поединка, так как наконец-то противником у каждого из них был настоящий профессионал, а не как обычно.
Ну а вторым фильмом года стала «Муммия: Гробница императора драконов».
В этом фильме Джет согласился появиться только из-за большого гонорара и всего пары недель съёмок.
Авторы убедили актёра, что все необходимые эпизоды с ним снимут за пару недель, а в остальном вместо него будет дублёр или визуальные эффекты.
Если не обращать внимание на зрительские оценки, то у третьей мумии всё не так уж плохо. Собрал фильм 403 миллиона при бюджете в 145.
Но ужасные зрительские оценки похоронили все намёки на продолжение. Так что через несколько лет франшизу попытались перезапустить с Томом Крузом, и снова неудачно.
В 2010 году Джет Ли заехал в фильм «Неудержимые».
Вокруг его персонажа много разных слухов. Вроде как первоначально на эту роль приглашали Жан-Клода Ван Дамма, но он отказался из-за того, что роль не имела смысла и была слишком маленькой.
Сталлоне всё это опровергает, уверяя, что того персонажа просто вырезали, а Джет Ли уже сыграл совсем другого парня.
В будущих фильмах серии Джет Ли уже старательно отказывался сниматься, но ему повышали гонорар, и он соглашался появиться хотя бы на 5 минут.
Первые и вторые «Неудержимые» очень успешны в прокате фильма, а вот третий фильм уже не очень. При бюджете в 90 миллионов он насобирал только 214, поэтому четвёртый фильм и пришлось ждать так долго.
Ему урезали бюджет и сделали акцент на Джейсоне Стэйтеме.
Кстати на съёмках второго фильма серии погиб один из каскадёров, который был дублёром Джета Ли, и актёр пожертвовал семье погибшего 750 тысяч долларов.
Но от любых комментариев по этому поводу всегда отказывается.
Кроме серии «Неудержимые», актёр сейчас иногда заскакивает в китайские фильмы разного качества, но делает это он редко. Считалось, что всё из-за гипертиреоза, который у актёра обнаружили в 2010 году.
Часто в сети появлялись снимки не самого удачного качества, после которых Джета Ли стандартно спешно хоронили. Сам он, узнав, что его хоронят, закидывал в сеть фото лучшего качества, и похороны быстро отменяли.
Последней его крупной работой в данный момент является небольшая роль в фильме «Мулан», который вышел в 2020 году.
Выглядит Джет Ли в свои 61 не так здорово, как хотелось бы, но лезть под землю пока явно не намерен, а сам он объясняет свои редкие появления на большом экране благотворительной деятельностью, которая отбирает много сил и времени.
У него есть собственный фонд, плюс он представитель Красного Креста в странах Азии и посол доброй воли ООН.
То есть, если на него и повлияло заболевание, то не так сильно, как б этом пишут.
Гипертереоз всё-таки не та болезнь, при которой невозможно жить, хотя эту жизнь она и сильно усложняет.
Возможно, в будущем мы ещё увидим актёра в каком-нибудь фильме. Но если нет, то у него всё хорошо. Просто с кино он завязал.