Учитель-логопед здания «Д.А.Р.» Шахабутдинова Елена Олеговна
Как хочется каждой маме похвастаться старшим родственникам, своим подругам: «А мой-то уже читает!». Но, обучая ребенка чтению, взрослые нередко делают ошибки, на исправление которых уходит очень много времени и сил. Давайте поговорим о том, чего следует избегать, при обучении ребенка чтению.
Ошибка первая. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Самой
распространенной ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родитель, называя букву, произносит именно название буквы, а не звук. Например: «ка», а не [К], «ре», а не [Р]. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М - следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.
ЗВУК - это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить,
слушать. БУКВА - это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука. Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать. Кроме того, необходимо обращать внимание на слоговую структуру слова, чтобы ребенок научился определять последовательность и количество слогов в словах. Например: «Прохлопай слово «ки-са». Сколько раз ты хлопнул? Сколько слогов в этом слове? Назови первый слог. Назови второй слог». Можно предложить ребенку отстучать слоговые ритмы в ладоши или по столу, можно даже их отпрыгать.
Ошибка вторая. Следует поговорить о такой ошибке, как обучение побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М.... А» - и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не может запомнить, какие звуки назвал прежде и что за слово из них получается. При таком чтении прежде всего страдает понимание прочитанного.
Правильное чтение на начальном этапе - это чтение слогами. И пусть в начале
обучения ребенок сколько угодно долго читает, тянет первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Малыш должен овладеть навыкам слитного чтения.
Ошибка третья. Психологическое давление. Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из критериев оценки становится умение читать. Помните, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий. Взрослым хочется быстрых результатов, в некоторых семьях могут прибегают к запугиваниям, угрозам, ультиматумам. Конечно, это недопустимо. Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным
для ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать, понимать мир букв и звуков, получать знания из книг.
Ошибка четвертая. У родителей быстрая смазанная речь.
Обучение чтению - это слаженная работа слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы, то есть звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению -
быстрая смазанная речь взрослых. Когда ребенок не слышит чистую, правильную речь, а вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него будут проблемы с их различением, а впоследствии и с обучением чтению.
Ошибка пятая. Отсутствие культуры чтения в семье. Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Нужен личный пример близкого взрослого. Ребенок подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из родителей с книгой, он непременно повторит это. Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:
- читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
- слушать аудиокниги;
- читать книги самим, обсуждать их.
Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.
Детство – это самое плодотворное время, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир. Здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. Читайте сами и учите детей любить чтение, но делайте
это правильно. #ДОНМ #Школа1158 #НашиЛица