Найти тему
Осторожно, репетитор!

Ребенок не слушается, что делать? О пользе наказаний (мотивация). Часть1

Я родилась в глубоком «эсэсэре» и росла практически безоблачно благодаря школе и маме. И большинство моих сверстников тоже. То есть мы были боевыми октябрятами, бравыми пионерами и пламенными комсомольцами. Если мы делали что-то мерзкое, наши организации обязательно нас пропесочивали.  Родители порой не наказывали так жестко как коллектив. 

Помню, мою одноклассницу за вранье и воровство (звучит сурово, но на деле было более безобидно: журнал успеваемости она взяла со стола учителя и что-то там исправила) временно выгнали из пионеров. Заставили снять галстук, отлучили от общеклассной экскурсии и всех прочих пионерских мероприятий. Ой, как она, несчастная, слезами заливалась все полгода «внепионерии»… родители ходили упрашивать, чтобы приняли обратно. 

Да, что касается родителей. Насколько помню, они были сильно загружены бытом, работали, мало обращали на нас внимание, разборки начинались после получения информации с собрания или вызовов в школу. «Руку на пульсе», как некоторые современные родители, наши не держали, уроков с нами не делали (не помню такого), полностью доверяли нас учителям, которые как раз были фактически всезнающи. Они тогда еще активно вмешивались в семейную жизнь учеников, могли посетить ребенка на дому, чтобы выяснить причины неуспеваемости. Ну и родителей к себе вызывали. 

Был у нас такой Витька Сидоров, постоянно сидел с видом, будто у него сильнейшая зубная боль, а при вызове к доске молчал как партизан. Однажды заснул на математике, и наша Елена Евгеньевна довольно язвительно заметила на весь класс, что отцу Витьки пора завязывать с веселыми напитками, мешающими окружающим высыпаться. И тут Витька вдруг взбеленился:
- Вы ничего не понимаете! - орал он.
- Отцу дали награду, он герой-стахановец! Его все поздравляют!
- Да? - удивилась классная. - Тогда, Сидоров, завтра приходишь с отцом. Мы тоже хотим … поздравить его. 
И вот на следующий день мы увидели этого страшного бородатого дядечку с кулаками-кувалдами; он стоял подле  нашей Елены Евгеньевны, царствие ей небесное, и с растерянным видом ее слушал. Тот случай мне как-то врезался в память: еще бы, наша бесстрашная класснуха  отчитала взрослого состоявшегося мужчину, героя соцтруда, за пренебрежение родительскими обязанностями . Рассказывали, что Витьку Сидорова после этого видели с отцом на ВДНХ на качелях-каруселях. И он больше не молчал и не спал на уроках. Ну и ну!..

Так мы росли, воспитывались, и к любому желанию «стать успешным членом общества» (говорилось, стать передовиком  производства и тд) обязательно пристегивалась идеологическая составляющая. И она служила неплохой мотивацией, да-да! 

Сейчас, заметьте, воспитательные функции полностью делегированы родителям безо всякой идеологии и зависят лишь от меры их ответственности и способности. 

А что ж родители…  Простые люди со своими недостатками - это вам не система советского воспитания по Макаренко.  Последовательность и неукоснительная периодичность системы, конечно же, не могут  быть созданы в рядовой семье, где люди далеки от идеала. 

Дети со своей тягой расшатывать устои и постоянно испытывать нас на прочность могут поколебать терпение любого самого терпеливого родителя. И этот родитель вместо планомерной политики воспитания запросто выйдет из себя. 

А кричащий (и бьющий) родитель - едва ли воспитатель, ИМХО. 

Но кое-что сделать все же можно. 

  1. В начальной школе

В таком нежном возрасте ребенок обычно еще слушается. Поэтому меры воздействия мотивационного характера хорошо заходят. И это не угол, не подзатыльник и не «по попе». Последнее, кстати, после 9-ти лет абсолютно бесполезно, если кто не знает. Рекомендуемое наказание - отстранение от любого девайса: телефона, планшета, компьютера, телевизора. Все ставится на пароль, включается родительский контроль на смартфоне, все блокируется и озвучивается условие, например: пока ты, Вася, не исправишь тройку (двойку) по русскому языку, доступа к телефону и прочим развлекалкам у тебя нет. 

Причем - обратите внимание, пожалуйста! - просто заблокировать и сказать об этом - НЕДОСТАТОЧНО! Необходимо последовательно выполнить ограничение: 

1. Подсчитать (лучше вместе с ребенком) сколько и каких отметок надо получить, чтобы исправить положение. Например, по русскому языку у него двойка. Тогда надо получить минимум три четверки, чтобы среднее арифметическое дало «хорошистский» результат: 

       (2+4+4+4)/4=18:4=3,5

Соответственно, если это тройка, то нужна одна четверка: 

(3+4)/2 = 3,5

2. Договориться с учительницей о замене любого ЦДЗ на бумажные задания на этот период. Не стесняйтесь! Учительница все поймет и даже поддержит! 

3. Если вы еще не делали домашку с ребенком, есть смысл начать. Если у него двойки, то с предметом проблемы: непонятая/невыученная или пропущенная тема. Учительница может и не успевать помогать каждому, заметьте! Да, собственно, и не обязана. Так что вы вполне способны в начальной-то школе что-то объяснить самостоятельно, тем более такие занятия очень сближают. 

4. Спокойно выдержать ограничение и НИ В КОЕМ случае не «пожалеть и разрешить»! Последовательность и неотвратимость наказания укрепляет ваш авторитет (а он вам еще понадобится!) и дисциплинирует ваше чадо (а это уж точно никогда не лишнее). 

5. Не скупитесь на похвалы на этом пути ребенка к достижению хороших результатов. Не отмахивайтесь, интересуйтесь продвижением, различными подробностями - делайте это каждый день! Достаточно одного-двух искренних вопросов и подбадривающих слов для демонстрации вашей заинтересованности. Не пренебрегайте этим! 

6. Остается главная проблема: мы уже боимся отпускать ребенка в школу без средств связи. Как же быть? 

Выход есть! И потом, это началка! 

Итак, на этот период ребенка провожаете в школу и забираете (можно и с группы продленного дня). Какие-то непонятки - договариваетесь с учительницей. Это можно сделать всегда! 

Первое подобное наказание, грамотно примененное, способно надолго избавить вас от необходимо им его повторять! 

Есть тут и нюанс. 

Допустим (частое явление) ребенок уже хорошо и плотно подсажен на игры/мультфильмы и прочие прелести гаджетов. Может, вы ему с рождения все это разрешали, может, у вас была необходимость «включить ему мультики» пока вы занимались своими делами, может, у всего класса отличные девайсы и все их таскают в школу, а ваш что, рыжий?.. конечно, вы ему тоже купили! 

В этом случае ваше наказание может быть воспринято более трагически. Отнеситесь к этому с пониманием, побеседуйте с ребенком, приведите примеры наказаний взрослых людей, совершивших противоправное деяние, расскажите о наказаниях, принятых у наших предков: о стоянии  на горохе, например, или о  розгах. А? Укажите, что человечество (и родители, в том числе) стало более гуманным, и это благо, это надо ценить. Одним словом, не оставляйте свое чадо один на один с наказанием, постарайтесь убедить его как в нужности наказания, так и в том, что вы его любите и мечтаете им гордиться. 

Не забудьте по окончании испытания обставить момент возвращения девайсов максимально торжественно, можете даже сделать небольшой презент по такому случаю. 

Могу пожелать вам безграничного терпения и стойкости, ни в коем случае не сдавайтесь! 

Поверьте, если это наказание будет успешно пройдено, в следующий раз (а когда-нибудь он все же наступит) вам достаточно будет просто заикнуться о возможности такого развития событий, и ребенок все вспомнит и приложит старания, чтобы не допустить косяков. 

Ну а о мотивации более старшего возраста поговорим в следующей части.