Сегодня можно услышать о необходимости всем детям посещать занятия по нейрокоррекции. Как нейропсихолог детского возраста, хочу заглянуть в "корень" этого новомодного веяния.
- Так ли уж оно нужно?
- В каких обстоятельствах и кому?
- Неужели сами родители не могут создать для своего ребёнка окружающую среду, с лихвой заменяющую любые занятия по нейрокоррекции?
Для ответа на эти вопросы
я просто загляну в своё собственное советской детство. Постараюсь понять благодаря чему у меня простой советской девочки появились внутренние ресурсы, мотивация, стремления и возможности:
- для освоения двух специальностей. которые я выбрала себе сама без какого-либо подталкивания или помощи со стороны родителей (сначала швейного, потом медицинского)
- для получения двух высших образований (сначала менеджер на железной дороге, потом реабилитолога в физкультурном ВУЗе)
- для желания стать профессионалом своего и увлечённого изучения ещё многих систем знаний и методик в области анатомии, физиологии, психологии, реабилитации
- для стремления найти механизмы в своей психике, которые позволят научиться радоваться жизни и раскрыть дремлющие во мне природные ресурсы
Да, и зарабатывала на оплату всех свои многочисленных учебных процессов сама без отрыва от этих самых процессов.
Как мозг простой советской девочки смог развиться и стать "любознательным" и "сообразительным" без постоянного посещения нейропсихолога и занятий по нейрокоррекции?
Современные родители,
на мой взгляд, уж слишком сильно вовлечены в жизнь детей, уж очень погружены в создание такого процесса, как гиперопека.
Вот некоторые яркие моменты "заботы" родителей:
- стараются сделать всё за них уже самого начала освоения первых навыков до года, вместо того, что бы мотивировать к самостоятельному действию
- из-всех сил пытаются максимально оградить ребёнка от всех даже самых маломальских опасностей, создавая супер безопасное пространство в квартире и стараясь создать его на улице
- 😉 я за создание развивающей окружающей среды, а не безопасной
- не отпускают их от себя ни на шаг, когда даже уже 4-5 летний ребёнок может гулять на площадке только под неусыпным контролем взрослых и постоянной "опекой" с их стороны
- не дают ребёнку самостоятельно встречаться с окружающей средой, получать от ней новые вводные, принимать свои решения, предпринимать самостоятельные действия и самостоятельно "огребать" последствия от своих решений и действий.
❓Как думаете каковы же здесь должны быть роль, задачи и действия родителя?
🤔 Задумайтесь над этим вопросом.
А я пока расскажу, что же помогло этой той советской девочке.
Да, есть у меня подозрения, что на лицо попытки подменить естественное разностороннее развитие навязанным маркетингом. Включить в этот процесс всх детей, а не только тех, кому это реально необходимо в силу как-либо особенностей развития.
❓Может такой подход приводит к массовым проблемам у детей, которые бы смогли замечательно развиваться в естественных условиях, если им предоставить полноценный доступ к этим условия?
🤔 Тоже хороший и не простой вопрос для размышления.
Репетитор или детская площадка?
В условиях современного мегаполиса развитие детей уже не зависит от естественной среды — таких как детские площадки, природа и общение со сверстниками. Вместо этого акцент смещается на кружки раннего развития и услуги репетиторов. Это приводит к общему недостаточному развитию высших психических функций.
В дошкольный период основными сферами, влияющими на развитие, являются ДВИГАТЕЛЬНАЯ активность и СОЦИАЛЬНЫЕ взаимодействия.
В процессе движения ребенок осваивает окружающее пространство и учится взаимодействовать с ним: он осознает, как ставить ноги, чтобы не упасть, как проходить через узкие места и куда прыгать.
Так происходит:
- познание своего тела, его возможностей и ограничений
- включение взаимодействия между полушариями мозга
- регулирование, контроль, программирование движений
- формирование мыслительных процессов
- активация мотивации и целеполагания
- настраивается пространственное восприятие
- и многое другое
Социальное взаимодействие дает ребенку возможность научиться саморегуляции с учетом внешних факторов, таких как правила игры.
Дети самостоятельно устанавливают правила, и если кто-то из них нарушает их, это приводит к немедленной реакции — негативным эмоциям, исключению из игры или неудачному результату.
В результате мозг ребенка осознает: «Мне это не нравится, и я не хочу так больше — значит, стоит изменить стратегию, чтобы добиться наилучшего исхода».
Игра в "РЕЗИНОЧКИ"
Как же мы любили её во дворе, а потом на переменах 🥳
❓Кто помнить умаление мамы не забыть отдать резинку от старых выбрасываемых папиных семейников?
Дети придумывали различные задания, в которых нужно было перепрыгивать через резиночку определенным образом. Сложность заданий постепенно возрастала двумя способами: изменением "рисунка" прыжков (что усложняло двигательные навыки) и высотой резиночки.
Удивительно, но в этой игре реализуется основной принцип нейропсихологической коррекции — от простого к сложному.
Если игрок успешно справляется с уровнем, он переходит к более сложному; если нет — остается на текущем уровне, пока не овладеет заданием.
Игра в "КЛАССИКИ"
Ох, уж этот мел во всех карманах...
Эта игра несколько проще, чем игры с резинками, с точки зрения координации движений. Тем не менее, она весьма полезна: ребенку необходимо следовать определенным инструкциям — бросить биток, сделать это одной ногой, затем двумя, прыгнуть спиной, поднять биток, не касаясь линии и не упасть.
Таким образом, ребенок учится управлять своими действиями и сохранять последовательность для достижения цели. Это важный навык для успешного освоения школьной программы.
Дети, испытывающие трудности с удержанием последовательности действий (а также с регуляцией и контролем), сталкиваются с проблемами при письме, чтении и счете.
🤓 Поэтому не забываем о резинках и мелках!
Игры с мячом, например в "ОДИННАДЦАТЬ"
Очень проста, но сколько все там тренируется разом.
Дети образуют круг и перебрасывают друг другу мяч. Начинающий игрок произносит «один» и передает мяч следующему участнику. Остальные молча считают про себя до одиннадцати, и на одиннадцатый счет игрок должен отбить мяч обратно в центр круга.
Если кто-то из игроков не произнес слово «один», сказал неправильное число или не отбил мяч, он присаживается в круг на корточки и остается там, пока его не осалят мячом в следующем раунде.
Игра на внимание, сообразительность и ловкость "Сабже"
Ведущий начинает раунд, задавая вопросы, такие как: «Какую еду ты предпочитаешь?», «Что на тебе сейчас надето?» или «Как тебя зовут?».
Затем он передает мяч игрокам и озвучивает различные варианты ответов — от абсурдных до вполне разумных. Игроки должны поймать мяч, если согласны с предложенным ответом, или отбить его ведущему, если не согласны.
Если игрок ловит мяч после того, как ведущий произнес слово «сабже», это означает, что он принимает утверждение, высказанное ранее.
🤓 Таким образом, у игроков появляется внешняя мотивация контролировать свои действия и одновременно сосредотачиваться как на мяче, так и на произносимых словах.
😉 Ведь никому не хочется, чтобы потом все смеялись над ним и поминали прозвище: «Сопля на ножках, которая ест какашки».
Кроме того, важна роль ведущего.
🤓 Эта роль требует внимательности и развитого мышления.
Он выполняет ключевую функцию, обеспечивая динамичность и веселье игры, но также следит за соблюдением правил. Поэтому его задания не всегда должны быть только смешными.
Автоматизация речи
через ДВИЖЕНИЯ и чувство РИТМА
✅ СЧИТАЛОЧКИ не только представляют собой важный игровой и социальный механизм для принятия решений, но также служат самой простой и доступной формой автоматизации экспрессивной речи (способа нашего общения) с использованием движений.
✅ СКОРОГОВОРКИ можно определить, как элемент соревнования:
«Сможешь эту произнести?" "А я вот как могу!"
- они способны нормализовать тонус артикуляционного аппарата
- необходимо понять ее значение, чтобы запомнить набор слов
- многие из них содержат сложные грамматические конструкции, о которых современные дети уже и забыли скорее всего
✅ Стишки, присказки, анекдоты, страшные истории
Во времена моего детства внимание сверстников привлекал не новый айфон, а знание и умение пересказывать народный фольклор.
Думаю, и не нужно даже говорить на сколько ценны эти интерес и навык для развития мозга и психики ребёнка.
❓Какой вид фольклора любили вы в своём детстве, какой сейчас выбирает ваше чадо?
✅ Детские песни и джинглы
Поскольку телефонов не было, дети напевали мелодии и имитировали звуки духовых инструментов, тем самым развивая чувство ритма и оральный праксис.
Предлагаю вспомнить две песни из разных эпох:
- «Хорошо живет на свете Винни Пух. Оттого поет он эти песни вслух!»
- «По полям, по полям, синий трактор едет к нам…»
Заметьте, что песня о Винни Пухе более сложна. В ней присутствует, например, наречие «оттого».
Понимание подобных фраз формирует навык синтаксической организации речи — выясняя, почему именно Винни Пух поет свою песню.
Давайте проверим на сколько музыкально-ритмические образы (мелодии) передач из детства до сих пор активны и вызывают яркие реакции мозга.
Читайте названия и прислушивайтесь к себе:
«Санта-Барбара», «Терминатор», «Титаник», «В мире животных».
🤗 Постарайтесь, и в современных условиях жизнеустройства
ОТДАТЬ ребенку его ДЕТСТВО.
- Английский, шахматы и супер крутые спортивные секции подождут.
- А социализация и сенсорная интеграция ждать не будут!
И ведь обеспечить такое детство часто бывает гораздо проще, чем изводить себя, ребёнка и всех домашних постоянным контролем, переживаниями, отслеживанием графика посещения специалистов и т.п.
🤓 Да!
Совершенно точно, что занятия с нейрокоррекцией и другими занятиями бывают просто НЕОБХОДИМЫ и могут значительно улучшить развитие ребёнка, если у него имеются какие-то грубые нарушения развития.
При незначительных отклонениях вполне достаточно консультаций от специалистов о том, на что обратить особое внимание при формировании для ребёнка окружающей среды, направленности игровой деятельности и посторонние общения.
Сайт автора статьи Alexsmile.ru