Найти тему
Эпонимы и Мы

ПАРАДОКС МАНДЕВИЛЛЯ

Мы тут уже много раз с большим сожалением вспоминали о том, что в былые времена машины, инструменты, приборы, аппараты, механизмы и пр. служили десятилетиями, а теперь работают, максимум, 1-3 года, и потом ломаются.

Однако кое-кто отмечал, что в условиях, когда людям навязывают культ потребления, иначе и не получится, ибо зачем вам покупать что-то новое, если есть старое, надёжное и добротное, которое отлично работает. А вот если оно будет ломаться, придётся его выбрасывать и идти в магазин за другим, более современным и совершенным.

Формально получается, что культ потребления - это плохо. С другой стороны, он является стимулом для развития промышленности, ведь только так производители всего и вся будут заинтересованы постоянно создавать что-то новое, на смену старому, сломавшемуся.

Оказывается, этот феномен укладывается в ложе ПАРАДОКСА МАНДЕВИЛЛЯ. Суть его в следующем.

Французский писатель и философ Бернард Мандевилль в 1705 году опубликовал небольшое произведение в стихах «Ропщущий улей, или мошенники, превратившиеся в честных людей». А поскольку никто на это не отреагировал, переиздал его в 1714 году, сопроводив внушительными рассуждениями в прозе. Новая версия называлась «Басня о пчелах, или частные пороки – общественные выгоды».

В этой книге Мандевилль откровенно заявлял, что пороки частных лиц благодетельны для общества. Латинская фраза «Рrivate vices - public benefits» как раз и выражает в четырёх словах содержание ПАРАДОКСА МАНДЕВИЛЛЯ.

Если пересказать вкратце то, о чём было написано в книге, получится следующая картина: есть пчелиный улей, который является проекцией человеческого общества, он может существовать и процветать лишь благодаря бесчисленным порокам, нелепостям и преступлениям, которые царят в нем. Потому что процветание возможно только если рабочие пчёлы будут вкалывать, как негры, обеспечивая благосостояние матки и трутней.

-2

Далее Мандевилль развивает эту мысль, говоря, что в мире есть миллионы трудящихся, вынужденные точно так же горбатиться от зари до зари с лопатой, топором, кайлом, серпом и пр. И всё ровно для тех же целей - чтобы сравнительно небольшой процент аристократии купался в роскоши, жил в шикарных замках, ходил в золоте и драгоценных камнях, давал балы и пр. При этом богатство страны гости оценивали бы вовсе не по тому, как живёт крестьянин или батрак, а по тем самым дворцам и замкам.

В принципе, тут всё понятно: когда нам приводят в пример достижения наших предков времён царя, обычно ровно об этом и говорят - посмотрите, какие хоромы, какие башни, какие залы, какие храмы, какие кареты! И, конечно же, забывают о том, что всё это создано ценой колоссальных усилий и, часто, жизней мириадов "пчёлок". Не будь их, не было бы ничего остального. Но ведь и не было бы заказа со стороны аристократов-богачей - это бы тоже никто не создал!

-3

Повторяю, всё это следует именно из басни Мандевилля. Равно как и другое - пороки сильных мира сего, как ни странно и как ни грустно, заставляют всех остальных крутиться, а в итоге - двигают прогресс. Богатые любят дорогие гаджеты, навороченные машины, роскошные апартаменты, артисты любят собирать на свои концерты целые залы, одеваться в баснословно дорогие вещи - ну так вот, получите! А кто всё это сотворил? Миллионы всё тех же "пчёлок". Которым, если верить Мандевиллю, не было бы никакого резона вкалывать так, не имея соответствующего заказа.

-4

На посошок - апокалиптическая картина: поскольку скромность и бережливость - это благо, представьте себе, что все вокруг стали именно такими. Перестали покупать много, стали бы откладывать деньги, не требовать больше, чем им нужно. Что в итоге? Промышленность бы встала, экономика - рухнула. Аккурат по Мандевиллю.

Не будет преступников - полицейские, следователи, судьи и тюремщики останутся без работы, не будет больных - врачи пойдут по миру, не будет дураков - куда девать олигофренопедагогов. А не будет врагов - зачем нам армия, для которой создают новейшие технологии миллионы и миллионы граждан.

Шотландский экономист и философ Адам Смит очень уважал Мандевилля, хотя и критиковал его "Басню о пчёлах". Потому что понимал: в человеческом обществе, как и в природе вообще, всё очень взаимосвязано, и нельзя просто так взять и выкинуть, например, всех паразитов - они тоже, оказывается, нужны. Или отстрелять всех хищников, думая, что таким образом мы сделаем доброе дело для травоядных. Нет, им от этого будет только хуже. Да и возбудители болезней, если подумать, тоже нужны. Куда куда же без них-то!

А уж как Мандевилля обожают представители индустрии роскоши!..

-5

Бернард де Мандевиль (15 ноября 1670 - 21 января 1733) - английский философ, сатирический писатель и экономист, доктор медицины.

Родился в Роттердаме, Голландия, в семье потомственных врачей. Учился в Лейденском университете, где постигал медицину и философию. Его диссертация была посвящена «Философским рассуждениям о действиях неразумных существ».

Потом он некоторое время путешествовал по Франции и Италии. Но затем, по политическим соображениям (его семья выступала против политики налогообложения) вместе с родственниками переехал в Англию.

Там он открыл врачебную практику, специализируясь по нервным и психическим заболеваниям, а в свободное время занимался литературным творчеством.

Бенджамин Франклин, побывав в Англии, встречался с Мандевиллем и остался под очень большим впечатлением от этого остроумногои весёлого человека.

А Вольтер признавался, что некоторые сюжеты и идеи почерпнул из басен Мандевилля.

Философию этого человека уже в его время называли "ложью и цинизмом, унижающим достоинство". А потом и подавно. Даже сейчас, уверен, многие возмутятся и скажут - Мандевилль всё врёт, на самом деле, если повесить всех богачей, жуликов и убийц, настанет рай на земле. И ссылаются на СССР, где именно это и попытались сделать.

С ними можно поспорить. Но лучше не спорить и согласиться.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!