Наказание детей в Средневековье считалось настолько естественным и полезным, что, бывало, богатые люди поручали это дело своим рабам и слугам, не видя ничего унизительного в том, что их благородного ребенка сечет человек низший по социальному положению. В своих мемуарах известные общественные и государственные деятели Средневековья как о чем-то обыденном рассказывают, как их наказывали в детстве.
Встречаются воспоминания, критично отзывающиеся о чрезмерной строгости в каких-то школах, о несправедливости применявшихся конкретными учителями наказаний, но не о самом этом воспитательном методе вообще. То есть, и сами дети старины ничего не видели предосудительного в том, что их подвергали порке, рассматривали ее как любой другой вид дисциплинарного воздействия. И это тогда не было удивительным: так наказывали всех детей, а кроме того, и во взрослом обществе порядок часто поддерживался с помощью розог, плетей и палок.
Главы семейств могли наказывать телесно не только своих детей, но и строптивых жен, и общество это поддерживало. Община могла подвергнуть телесному наказанию взрослого дебошира, хама или лентяя из своих членов, а уголовное право средних веков и древних цивилизаций изобилует предписаниями бить преступников плетьми и розгами, а также более жестокими наказаниями вроде клеймения, отрезания ушей, отрубания конечностей.
Так тяжесть и опасность старинного быта отражалась на мерах, которыми общество поддерживало порядок. В семьях, особенно в знатных и зажиточных, уклад жизни которых регулировался особым этикетом, наказание часто превращалось в целую домашнюю церемонию, могло производиться не непосредственно за проступком, а в определенный день недели (в России это был субботний день) за все недельные провинности ребенка.
Нередко оно сопровождалось дополнительными ритуалами, с современной точки зрения в большинстве развитых стран смотрящимися довольно унизительно для наказываемого, но в давние времена считавшимися вполне приемлемыми методами для воспитания привычки удерживать излишнюю гордость. Например, после самого акта наказания ребенок должен был поблагодарить родителей или воспитателей за преподанный ему урок, или поцеловать орудие порки, или изобразить нарочитую веселость, произнести какое-нибудь нелепое слово и т.п.
В одних местностях или конкретных школах детям запрещалось кричать и плакать во время наказания, в других, наоборот, наказание усиливалось, если ребенок терпел его молчком.
Бывало, что и в семьях, и в школах дети собственноручно должны были заготавливать розги (это было технически нетрудно) для своих же наказаний в будущем.
Вообще, розга в течение тысячелетий была наиболее распространенным орудием строгого дисциплинирования молодого поколения в лесистых странах Европы и на территории России, благо подходящие для изготовления розог деревья и кустарники с длинными упругими ветвями росли повсюду в изобилии. К тому же, розги были легки по весу: несмотря на то что удары ими по обнаженному телу являлись, как правило, очень болезненными, при соразмерном количестве они не могли причинить серьезных телесных повреждений, а также не утомляли экзекутора.
В странах Востока, где лесов было намного меньше, чем в Европе, розги в классическом понимании этого слова встречались тоже реже. Там подрастающее поколение дисциплинировали большей частью способными служить долго крупными прутьями или тонкими палками из пород деревьев и кустарников, сохраняющих прочность и гибкость даже при высыхании (например, кизила), а также не слишком тяжелыми плетьми из кожи животных. В Восточной Азии были распространены палки-хлысты из широко произрастающего там бамбука.
Взаимопомощь, взаимоподдержка была очень важным условием поддержания благополучия людей в древности и Средневековье. Члены общины помогали друг другу в быту во всех делах, в том числе в воспитании детей. Родители, занятые трудом в хозяйстве, не могли весь день уделять внимания своим детям, и пока их рядом не было, с отпрысками занимались свободные в данный момент члены общины. Соответственно, любой взрослый, застав не своего ребенка за предосудительным занятием, мог не дожидаться его родителей, а самолично задать ему взбучку.
Слишком жалостливые, физически слабые или не обладавшие в семье должным авторитетом родители (например, матери-вдовы) могли сами просить здоровых и волевых взрослых членов общины при необходимости наказывать их детей. И так же учителям и наставникам, как людям, заботящимся о будущем благе детей, не просто дозволялось, но и порой вменялось в обязанность применять к ученикам дающий самый быстрый эффект дисциплинарный метод.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Здесь в ленте читайте:
Если было интересно, нажмите «лайк» и подпишитесь на наш канал. Спасибо, что дочитали до конца! Хороших дней!