«Анти- Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». Интерес к совместному труду Фридриха Энгельса и Карла Маркса не утихает и по сей день. У многих возникают вопросы по поводу жизнеспособности марксизма, а также возможности применения основных постулатов учения на практике.
Во втором отделе книги «Анти-Дюринг» автором чуть меньше внимания уделено Евгению Дюрингу, и в большей мере освещены взгляды Энгельса и Маркса.
Предмет и метод политической экономии
Энгельс приводит определение политической экономии в широком смысле слова: это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Политическая экономия, являясь исторической наукой, призвана рассматривать производство и обмен на каждой отдельной ступени человеческого развития.
Производство как самостоятельный процесс может существовать отдельно от обмена, а обмен продуктов существует только при осуществлении производства.
Способы производства и обмена в определенный момент времени Энгельс называет историческими предпосылками для способа распределения продуктов в конкретный исторический момент.
Общество, по его словам, должно стремиться к наиболее равномерному распределению продуктов, а где возникает неравенство – возникает противоположность классов: рабовладельцев и рабов, помещиков и крестьян, капиталистов и наемных рабочих.
Теория насилия
Приведем цитаты Дюринга: «Некоторые … утверждают, что формы политического подчинения как бы вырастают из экономических состояний.»
«…но первичное все-таки следует искать в непосредственном политическом насилии, а не в косвенной экономической силе».
У Энгельса мнение прямо противоположное.
И даже если бы доказательства были так же дешевы, как ежевика, то и тогда г-н Дюринг не представил бы ни единого.
(отсылка к Фальстафу Шекспира)
И далее Энгельс объясняет свою мысль на примере Робинзона и Пятницы. Каким путем Робинзон извлекает пользу из труда Пятницы? Тем, что Пятница производит своими силами большее количество жизненных средств, чем то, что Робинзон даёт ему взамен для сохранения трудоспособности последнего.
Так Энгельс переходит к полярному тезису, что «насилие есть только средство», а целью является экономическая выгода.
Насилие ради насилия не приносит прямой пользы. Содержание раба (пример с Пятницей) затратно, для этого нужны ресурсы, которые к тому моменту уже нужно накопить. А для накопления нужна рабочая сила. Робинзон и Пятница не имеют производственных мощностей, чтобы стать эксплуататором и эксплуатируемым.
Энгельс говорит о возникновении частной собственности, что она есть результат изменившихся отношений производства и обмена в интересах повышения производства и развития обмена. А «насилие не играет при этом никакой роли».
Теория стоимости
Богатство древних родовых и сельских общин – говорит Энгельс – не было господством над людьми. Но даже если общество движется в сторону классового неравенства, господство над людьми является таковым в силу и посредством господства над вещами.
А в наше время даже шестилетний ребенок поймет, что богатство господствует над людьми исключительно через посредство вещей, которыми оно располагает (Энгельс).
Переходя к самой теории стоимости, и Дюринг, и Энгельс сходятся во мнении, что «стоимость какого- либо продукта труда определяется необходимым для его изготовления рабочим временем».
Дюринг говорит, что стоимость товара определяется содержащейся в ней заработной платой – Энгельс же называет его пошлейшим сикофантом (прислужником) капиталистического общественного строя.
Энгельс говорит, что в случае сценария Дюринга «каждый рабочий получает в своей заработной плате стоимость продукта своего труда, и тогда эксплуатация класса наемных рабочих классом капиталистов вещь невозможная».
И в таком случае невозможно образование избытка продуктов, который создает наемный рабочий своим трудом. Этот избыток и составляет основу богатства класса эксплуататоров.
Простой и сложный труд
Исследуя, чем определяется стоимость товаров, Маркс отвечает: «содержащимся в них человеческим трудом. …меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого.»
Напротив, Дюринг говорит, что «всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора».
Энгельс разделяет идею Маркса, говоря, что «Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда».
Труд есть созидатель всех стоимостей (Энгельс)
Как Энгельс предлагает разрешить вопрос о более высокой оплате сложного труда?
- В обществе частных производителей расходы на обучение работника берёт на себя частное лицо или его семья; поэтому частному производителю достается более высокая цена обученной рабочей силы: искусный наемный рабочий получает большую заработную плату.
- В социалистически организованном обществе расходы на повышение квалификации работника несет само общество, поэтому ему и принадлежат бОльшие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату.
Как вы считаете, согласился бы Энгельс в условиях социализма получать заработную плату, равную заработной плате Дюринга?
Фундаментальный труд Энгельса «АНТИ- ДЮРИНГ». Разбираю главные идеи книги. (Часть 1)