Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ранняя профориентация

Вопросом выбора профессии обычно принято заниматься с 13-14 лет. Существует понятие «психологической готовности к осознанному выбору» и она формируется постепенно, а не в момент профориентации в 13-17 лет. Поэтому чем раньше мы начинаем формировать основу для выбора, тем легче реализуется этот процесс.

К тому же 13- лет один из самых уязвимых возрастов - перед ребенком стоит очень много задач, (психологических, физиологических, социальных). Говоря простым языком, когда ты как подросток переживаешь всплески эмоций и гормонов, воюешь с семьей за личное пространство и пытаешься выстраивать отношения с друзьями, зачастую сложно оценивать себя адекватно и в согласии с собой выбирать профессию.

В этот момент многих из ребят вопрос выбора профессии настигает неожиданно. И не все к этому готовы, т.к. параллельно бушует большое количество других нерешенных вопросов, которые не дают сконцентрироваться на профессиональном самоопределении.

Поэтому чем раньше мы начинаем формировать основу для выбора, тем легче реализуется этот процесс.

Процесс подготовки к выбору профессии занимает всю жизнь ребенка до постановки вопроса в 13-17 лет.

Существует понятие «готовность к выбору». Готовность выбирать определяется несколькими факторами:

  • Подросток задается вопросом «Кем быть?»
  • Сила сопротивления
  • Энергия желания
  • Интеллектуальная готовность. У ребенка есть опыт обращения с самим собой в разных ситуациях и опыт обращения с предметами.
  • Навыки труда (трудолюбие)
  • Навык рефлексии
  • Понимание своих сильных и слабых качеств, знание своих способностей
  • Знаком с разными профессиями, сферами
  • Опыт смены деятельности
  • Реализм

Таким образом, ранняя профориентация складывается не только из знаний о профессиях, но и заключается в формировании опыта смены деятельности, ролей, анализа что нравится делать, а что нет, понимания как устроен реальный мир и откуда берутся блага, которыми пользуется человек и т.д. Всему этому могут уделить время вдумчивые родители и оказать поддержку в профессиональном становлении личности ребенка.

Задача всего воспитательного и образовательного процессов сформировать пространство для проб. Т.к. именно пробы дают возможность нащупать задатки, склонности и способности, интересы, которые вместе помогают могут формировать в личности профессиональное пробуждение

Автор: Денисова Дина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru