Найти тему
Исследователь Войтек

Почему в Чернобыле сейчас живут пожилые люди: история Ивана и Марии, чья любовь была сильнее радиации

В Чернобыльской зоне отчуждения до сих пор живут люди, которые называют этот край своим домом. Среди них — Иван и Мария, семейная пара, которые всю свою жизнь провели в этой опасной зоне. Они — самоселы, те, кто вернулись в свои родные дома спустя несколько лет после эвакуации, отказавшись жить в условиях повышенной радиоактивности.

Первые годы после аварии

Иван и Мария, как и тысячи других жителей села Куповатое, и окрестных деревень, вынуждены были покинуть свой дом в те страшные апрельские дни 1986 года. «Тогда никто не понимал, что происходит», — вспоминает Иван. — «Нам сказали, что это временно, но мы уже тогда подозревали, что вряд ли когда-нибудь сможем вернуться». Жизнь в эвакуационных центрах оказалась невыносимой для пары Сидоровых. Оказавшись вдали от родных мест, они чувствовали себя чужими в новом мире, среди незнакомых людей.

-2

«Я просто не могла там больше оставаться, — говорит Мария. — Каждый день я думала о нашем доме, о земле, на которой выросли наши родители и деды. Мы с Иваном решили, что вернемся, несмотря ни на что». Спустя три года после аварии, вопреки запретам и опасности радиации, они вновь оказались в своей деревне, которая опустела и поросла травой. В то время власть всё же позволила вернутся некоторым бывшим жителям зоны, с условием, что люди будут работать в качестве ликвидаторов. Несовершеннолетним возвратиться не позволили.

-3

Жизнь "после"

Сегодня жизнь Ивана и Марии в зоне отчуждения, несмотря на сложности, течет размеренно. Их маленький дом, заросший деревьями и кустарниками, и цветами, стоит среди других заброшенных домов, но для них он полон жизни. Иван и Мария продолжают сажать огороды, как и их предки.

Они выращивают картофель, капусту, морковь и другие овощи, несмотря на постоянное предупреждение о радиации в почве. «Земля родная, она не предаст», — говорит Иван. Хотя местная лаборатория простит не собирать хотя бы грибы для еды, но Сидоровы не всегда выполняют обещания.

Мария каждое утро выходит в огород, проверяет грядки, поливает растения, ухаживает за курицами и кроликами. «Мы всегда ели то, что сами вырастили. Радиация? Может быть, но нам уже за 70, и живем мы неплохо. Люди в городах болеют не меньше нас», — добавляет она с грустной улыбкой.

-4

Приключения и воспоминания

Жизнь в зоне отчуждения полна своих опасностей и сюрпризов. За все эти годы Иван и Мария не раз сталкивались с дикими животными, которые стали хозяевами заброшенных мест. «Медведей здесь теперь много, да и волки приходят к домам», — рассказывает Иван. — «Но они нас не трогают. Мы живем рядом, как соседи». Мария вспоминает, как однажды поздней осенью в их сарай забрался медведь. «Мы только смеялись потом, что у нас теперь и свой сторож есть».

Соседей в привычном смысле у Ивана и Марии почти не осталось. Всего 11 человек на всё село. Самосёлов с каждым годом становится все меньше, но они поддерживают связь с такими же, как они, оставшимися в зоне. По вечерам на лавочках они вспоминают прошлые времена, когда деревня была полна жизни, и дети играли на улицах. «Жизнь до аварии была простой, но счастливой», — говорит Мария. — «Мы много работали, но все было наше, родное. Теперь... теперь все не так, но мы привыкли».

-5

Будущее, которое не предсказывают

С каждым годом самосёлов становится все меньше. Иван и Мария понимают, что когда-то их маленький мир полностью исчезнет под тяжестью времени и природы. Но пока они живут, пока земля родит урожай, они не собираются покидать свой дом.

-6

«Мы не боимся будущего», — говорит Иван. — «Здесь наш дом, здесь мы родились, здесь и останемся. Пусть другие считают нас сумасшедшими, но мы знаем одно: никто и ничто не заменит нам эту землю».

Иван и Мария — часть живой истории Чернобыльской зоны, пример человеческой привязанности к родной земле, которая сильнее страха перед радиацией и неизвестностью. Их жизнь — это история мужества и непоколебимой веры в то, что дом — это не просто место, это целый мир, который принадлежит тебе, даже если он теперь окружен заброшенными руинами и дикой природой.

Наука
7 млн интересуются