Найти в Дзене
Загадки истории

«Позорище на Театральной: кто был самым эпатажным человеком начала 20 века в России?

Оглавление

Владимир Гольцшмидт. Вряд ли эти имя и фамилия кому-либо что-то говорят. Если честно, то до 1918 года об этом довольно красивом и хорошо сложенном молодом человеке и в России, в Москве мало кто знал.

Странная слава свалилась на Гольцшмидта, когда он в 1918 году появился на Театральной площади, в городе, который теперь – столица Российской Федерации.

«Позорище на Театральной»

Так окрестили инцидент журналисты.

В апреле 1918 года, в один из вечеров, на площади появился молодой человек, который вёз на санках фрагменты какой-то скульптуры. Уже это действо привлекало внимание, но относительно небольшое. Дальше было интереснее. Парень остановился, некоторое время что-то искал глазами. А далее – расчистил снег, который ещё лежал в Москве, стал устанавливать скульптуру. Сначала – основание. Затем – торс. В финале работы – голову.

Молодой человек, закончив дело, обратился к собравшийся публике, заявив, что это памятник «гениальному футуристу жизни Владимиру Гольцшмидту».

После этого парень начал читать довольно странные стихи:
Свой памятник протест условностям мещанства
Себе гранитный ставлю монумент. <…>
Не жду от общества закладки
При жизни памятник кую.

Окружающие не знали, как реагировать. С одной стороны, всё действо выглядело очень странно. Стихи были непонятными. С другой стороны, в ту эпоху всё же чаще аплодировали поэтам, чем сейчас.

Парень получил свою порцию аплодисментов. Однако какой-то человек из толпы всё испортил. Он выкрикнул: «Да ты ведь сам Владимир Гольцшмидт!».

Эффект действа был окончательно испорчен. Публика рассердилась. Кто-то выхватил у Владимира лопату и стал колотить по гипсовому «временному памятнику». Скульптура была разрушена, а журналисты окрестили событие «позором на Театральной площади».

До и после

В узких кругах Гольцшмидта неплохо знали и до апреля 1918 года. Молодой и красивый человек сначала гастролировал по России. Он читал лекции «Солнечные радости тела», представлялся первым русским йогом. Затем – обосновался в Москве, где каким-то образом стал единственным владельцем «Кафе поэтов». Туда захаживали: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Гольцшмидт же временами выполнял функции вышибалы. Скорее всего, чтобы развлечься.

Есть и другая версия. Якобы молодой человек экономил на персонале. Но нельзя было сказать, что Владимир бедствовал. Нет, средства у него всегда были.

Гольцшмидт обычно останавливался в дорогих гостиницах. В номерах у него были всё те же любимые меха. А ещё, как правило, Владимир устанавливал в своем временном жилище черный алтарь.

В поездках Гольцшмидт читал лекции, как я уже указывала. Также он пропагандировал хождение в обнаженном виде. Владимир считал, что человеческое тело – это идеал, это красиво. Прятать же его под одеждами – большой грех. Кроме того, Владимир разбивал об голову доски и посуду. И всё это «ради солнечной радости».

Не сказать, что Гольцшмидт был очень уж популярен. На него приходили посмотреть, платили деньги. Ведь молодой человек делал очень странные вещи.

Ссылка

Однажды Владимир, обитая в Москве, вышел обнаженным на улицы города. С собой он прихватил двух девиц – тоже без одежды. Окружающие были сильно возмущены. Одна старушка, не выдержав, атаковала ближнюю к себе девицу зонтиком. Владимир встал на защиту своей дамы. Он схватился за зонтик, в результате чего старушка упала.

Вызвали полицейских, которые задержали Гольцшмидта, было разбирательства. В итоге Владимиру запретили жить в 6 крупнейших городах страны.

Парень не унывал, он организовал гастроли по провинциальным населенным пунктам. Не бедствовал. Опять же: мало кто разделял убеждения Гольцшмидта. Его всё же считали маргиналом.

Однако лекции о здоровом образе жизни и фокусы приветствовали. А, вот когда Владимир пропагандировал наготу и всё такое – это людям не нравилось.

Что касается поэтического «таланта» Гольцшмидта, то мало кто из настоящих поэтов его поддерживал. Сергей Александрович Есенин называл плоды труда Владимира «стихобреднями».

-2

Итоги жизни

Владимир Гольцшмидт вписал себя в историю. В различных справочниках и энциклопедиях авангардизма его имя есть. Однако все же идеи Гольцшмидта мало кто разделял. В памяти народа он так и остался человеком странным, маргинальным.

В 1954 году Владимир Гольцшмидт ушел из жизни. Это было в Ташкенте. Последние годы «художник» бедствовал, средств к существованию у него почти не было.