Владимир Гольцшмидт. Вряд ли эти имя и фамилия кому-либо что-то говорят. Если честно, то до 1918 года об этом довольно красивом и хорошо сложенном молодом человеке и в России, в Москве мало кто знал.
Странная слава свалилась на Гольцшмидта, когда он в 1918 году появился на Театральной площади, в городе, который теперь – столица Российской Федерации.
«Позорище на Театральной»
Так окрестили инцидент журналисты.
В апреле 1918 года, в один из вечеров, на площади появился молодой человек, который вёз на санках фрагменты какой-то скульптуры. Уже это действо привлекало внимание, но относительно небольшое. Дальше было интереснее. Парень остановился, некоторое время что-то искал глазами. А далее – расчистил снег, который ещё лежал в Москве, стал устанавливать скульптуру. Сначала – основание. Затем – торс. В финале работы – голову.
Молодой человек, закончив дело, обратился к собравшийся публике, заявив, что это памятник «гениальному футуристу жизни Владимиру Гольцшмидту».
После этого парень начал читать довольно странные стихи:
Свой памятник протест условностям мещанства
Себе гранитный ставлю монумент. <…>
Не жду от общества закладки
При жизни памятник кую.
Окружающие не знали, как реагировать. С одной стороны, всё действо выглядело очень странно. Стихи были непонятными. С другой стороны, в ту эпоху всё же чаще аплодировали поэтам, чем сейчас.
Парень получил свою порцию аплодисментов. Однако какой-то человек из толпы всё испортил. Он выкрикнул: «Да ты ведь сам Владимир Гольцшмидт!».
Эффект действа был окончательно испорчен. Публика рассердилась. Кто-то выхватил у Владимира лопату и стал колотить по гипсовому «временному памятнику». Скульптура была разрушена, а журналисты окрестили событие «позором на Театральной площади».
До и после
В узких кругах Гольцшмидта неплохо знали и до апреля 1918 года. Молодой и красивый человек сначала гастролировал по России. Он читал лекции «Солнечные радости тела», представлялся первым русским йогом. Затем – обосновался в Москве, где каким-то образом стал единственным владельцем «Кафе поэтов». Туда захаживали: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Гольцшмидт же временами выполнял функции вышибалы. Скорее всего, чтобы развлечься.
Есть и другая версия. Якобы молодой человек экономил на персонале. Но нельзя было сказать, что Владимир бедствовал. Нет, средства у него всегда были.
Гольцшмидт обычно останавливался в дорогих гостиницах. В номерах у него были всё те же любимые меха. А ещё, как правило, Владимир устанавливал в своем временном жилище черный алтарь.
В поездках Гольцшмидт читал лекции, как я уже указывала. Также он пропагандировал хождение в обнаженном виде. Владимир считал, что человеческое тело – это идеал, это красиво. Прятать же его под одеждами – большой грех. Кроме того, Владимир разбивал об голову доски и посуду. И всё это «ради солнечной радости».
Не сказать, что Гольцшмидт был очень уж популярен. На него приходили посмотреть, платили деньги. Ведь молодой человек делал очень странные вещи.
Ссылка
Однажды Владимир, обитая в Москве, вышел обнаженным на улицы города. С собой он прихватил двух девиц – тоже без одежды. Окружающие были сильно возмущены. Одна старушка, не выдержав, атаковала ближнюю к себе девицу зонтиком. Владимир встал на защиту своей дамы. Он схватился за зонтик, в результате чего старушка упала.
Вызвали полицейских, которые задержали Гольцшмидта, было разбирательства. В итоге Владимиру запретили жить в 6 крупнейших городах страны.
Парень не унывал, он организовал гастроли по провинциальным населенным пунктам. Не бедствовал. Опять же: мало кто разделял убеждения Гольцшмидта. Его всё же считали маргиналом.
Однако лекции о здоровом образе жизни и фокусы приветствовали. А, вот когда Владимир пропагандировал наготу и всё такое – это людям не нравилось.
Что касается поэтического «таланта» Гольцшмидта, то мало кто из настоящих поэтов его поддерживал. Сергей Александрович Есенин называл плоды труда Владимира «стихобреднями».
Итоги жизни
Владимир Гольцшмидт вписал себя в историю. В различных справочниках и энциклопедиях авангардизма его имя есть. Однако все же идеи Гольцшмидта мало кто разделял. В памяти народа он так и остался человеком странным, маргинальным.
В 1954 году Владимир Гольцшмидт ушел из жизни. Это было в Ташкенте. Последние годы «художник» бедствовал, средств к существованию у него почти не было.