Найти в Дзене
Андрей Мятиев

"Мишка" - популярный детский двухколесный велосипед 1980-90-х годов, выпускавшийся на Нерехтском Механическом Заводе.

В этом обзоре я покажу вам двухколесный детский велосипед «Мишка», выпускавшийся Нерехтским Государственным Механическим Заводом в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Это предприятие, расположенное в городе Нерехта Костромской области, было связано с велопроизводством еще с начала 1970-х годов, когда на нем было освоено изготовление велосипедных втулок и других комплектующих, поставлявшихся на многие велосипедные заводы СССР. Детские велосипеды «Мишка» появились в производственной программе НМЗ в середине 1980-х, в рамках программы конверсии военных производств. Велосипеды «Мишка» выпускались в двух модификациях – 510-711 с пневматическими шинами - «дутиками», и 510-721 – с полыми резиновыми шинами. Именно вторая модель представлена в этом обзоре. Велосипеды были довольно совершенными по сравнению с «одноклассниками» - в первую очередь благодаря задней втулке со свободным ходом и педальным тормозом, (большинство распространенных советских детских двухколесных велосипедов либо не имели

В этом обзоре я покажу вам двухколесный детский велосипед «Мишка», выпускавшийся Нерехтским Государственным Механическим Заводом в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Это предприятие, расположенное в городе Нерехта Костромской области, было связано с велопроизводством еще с начала 1970-х годов, когда на нем было освоено изготовление велосипедных втулок и других комплектующих, поставлявшихся на многие велосипедные заводы СССР. Детские велосипеды «Мишка» появились в производственной программе НМЗ в середине 1980-х, в рамках программы конверсии военных производств.

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипеды «Мишка» выпускались в двух модификациях – 510-711 с пневматическими шинами - «дутиками», и 510-721 – с полыми резиновыми шинами. Именно вторая модель представлена в этом обзоре. Велосипеды были довольно совершенными по сравнению с «одноклассниками» - в первую очередь благодаря задней втулке со свободным ходом и педальным тормозом, (большинство распространенных советских детских двухколесных велосипедов либо не имели свободного хода, либо оснащались обгонной муфтой – «трещеткой» в сочетании с ненадежным ручным тормозом).

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Для комплектации велосипедов использовались передние и задние втулки на шарикоподшипниках, выпускавшиеся НМЗ для «взрослых» дорожных веломашин. Такая адаптация сразу угадывается, если внимательно посмотреть на метод спицовки колес – поскольку на дорожных велосипедах используется большее количество спиц, на детских велосипедиках часть отверстий оставалась незадействованными.

Обратите внимание - на велосипеде используются втулки колес от "взрослых" дорожных велосипедов, выпускаемые на НМЗ. Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обратите внимание - на велосипеде используются втулки колес от "взрослых" дорожных велосипедов, выпускаемые на НМЗ. Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обратите внимание - на велосипеде используются втулки колес от "взрослых" дорожных велосипедов, выпускаемые на НМЗ. Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обратите внимание - на велосипеде используются втулки колес от "взрослых" дорожных велосипедов, выпускаемые на НМЗ. Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет трубчатую сварную раму, где багажник являлся частью задней вилки. Вал каретки, шток вилки и педали вращаются на капроновых втулках скольжения. Седло состоит из поролоновой подложки и покрышки из кожзаменителя. Велосипеды можно было эксплуатировать как в двухколесном варианте, так и в четырехколесном – к задней части рамы можно было прикрутить поддерживающие колесики, входившие в комплект.«Мишки» пользовались устойчивым спросом, поскольку отличались легкостью хода и доступной ценой, особенно это было актуально в начале 1990-х годов, когда доходы большей части населения бывшего СССР упали, что называется, «ниже плинтуса». Вариант «Мишки» с резиновыми полыми шинами был более экономичным, ведь в отличие от пневматических шин их было невозможно проколоть. Кроме того, пневматические шины и камеры к ним относились к дефицитным товарам, так что далеко не всегда их можно было купить.

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

История Нерехтского Механического Завода, можно сказать, классическая для «оборонки» Советского Союза. Предприятие основано в 1936 году, строительство закончено в 1937-м. Изначально завод создавался для производства боеприпасов и комплектующих для танков и подчинялся соответствующим Наркоматам. В годы Великой Отечественной Войны основной продукцией являлись взрыватели и запалы для снарядов, мин и гранат. Долгое время предприятие не имело названия – только цифровой индекс «п/я 4». Завод подчинялся 2-му Главному Управлению Народного Комиссариата Боеприпасов. По состоянию на 1943 год в составе завода числились цехи: основные: механические, сборочно-снаряжательный, металлопокрытий, термический; вспомогательные: инструментальный, ремонтно-механический.

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1953 году завод уже имеет № 533 и находится в ведении 2 ГУ Министерства Оборонной Промышленности; с 1964 года в результате хрущевских реформ промышленности подчиняется Верхне-Волжскому СНХ (Совнархозу). В 1984 году Нерехтинский Механический Завод – в ведении 7 ГУ Министерства Машиностроения. Оборонный профиль по-прежнему является основным.

С 1970-х годов на заводе начался выпуск гражданской продукции – именно тогда освоено производство комплектующих для велосипедов, автомобилей и «товаров народного потребления».

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На рубеже 1980-90-х годов на НМЗ производились: детские велосипеды «Турнир» и «Мишка», самокат «Чижик», санки-трансформер, тормозные колодки для всех видов отечественных легковых автомобилей, газовые плиты и аппаратура.

В 1990-х НМЗ, как о другие предприятия отрасли, переживает тяжелые времена – резко падает гособоронзаказ, что негативно сказывается на финансовом положении как самого предприятия, так и его работников. Завод был приватизирован, пережил чехарду с назначением руководства и сменой акционеров. Несмотря на все трудности, НМЗ удалось пережить лихолетье и предприятие успешно работает по сей день; более того, благодаря инвестициям, завод обновил парк оборудования и значительно расширил производство. В наши дни НМЗ является одним из градообразующих предприятий города Нерехта.

Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский велосипед "Мишка" модели 510-721, изготовленный на Нерехтском Государственном Механическом Заводе на рубеже 1980-90-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите публикации, посвященные детским велосипедам из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Рекламный проспект Нерехтского Государственного Механического Завода начала 1990-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект Нерехтского Государственного Механического Завода начала 1990-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.