О борьбе с пьянством в Красной Армии и трагических последствиях, связанных с злоупотреблением спиртным и отравлениями суррогатным алкоголем писал уже не раз. Так, только в 1943 году и только в ВВС по этим причинам скончались или погибли : командир 288-й истребительной авиационной дивизии полковник Коновалов Сергей Филиппович (февраль 1943 г.); лётчик 9-го гвардейского ИАП гвардии лейтенант Сержантов Иван Яковлевич (апрель 1943 г., геройского звания его удостоили уже посмертно); командир 61-й авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота Герой Советского Союза полковник Кондратьев Петр Васильевич (июнь 1943 г.); помощник штурмана по радионавигации 16-го дальне-разведывательного авиаполка Герой Советского Союза капитан Михайлов Василий Николаевич (июль 1943 г.); штурман 58-й авиационной эскадрильи ВВС Краснознамённого Балтийского Флота капитан Усов Леонид Александрович (октябрь 1943 г.); помощник командира дивизии по летной работе и воздушному бою 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС КБФ полковник Смиренский Михаил Александрович (ноябрь 1943 г.)...
Подробнее об этом ЗДЕСЬ:
Употребление алкоголя сгубило и несколько военачальников более высокого ранга. Один из них - заместитель командующего ВВС Краснознаменного Балтийского флота генерал-майор Виктор Антонович Русаков. Он умер 30 июня 1942 года в госпитале после аварии самолёта в Новгородской области. Очевидец происшествия полковник И. П. Лукьянов вспоминал:
«На самолете И-15 в состоянии алкогольного опьянения, нарушая все возможные наставления по полетам и производя взлет поперек взлетно-посадочной полосы, Русаков зацепился на границе аэродрома за макушки деревьев и рухнул на землю».
Сегодня расскажу о том, как многие бойцы и командиры, геройски воевавшие, прошедшие всю войну, в апреле 45-го погибли нелепой смертью от банального отравления спиртосодержащими жидкостями.
Возникает вопрос: а стоит ли вообще об этом писать?
Мнения на сей счет разделились. Себя отношу к тем, кто убежден - писать об этом надо. Хотя бы потому, чтобы иметь представление о реальных масштабах трагедии и чтобы сегодня не повторять печальных ошибок прошлого.
О масштабах проблемы, связанной с массовыми отравлениями суррогатным алкоголем в апреле 1945 г., можно судить по приказам командующих армиями и фронтами и другим документам, например, по приговорам военных трибуналов.
Несмотря на приказ Наркома обороны № 0123, приказ заместителя Наркома обороны СССР № 20936-Ш и другие грозные приказы, запрещавшие пользование трофейными жидкостями противника, изжить эти факты так и не удалось. Более того, в победном 45-м число трагических случаев даже возросло.
Если суммировать все цифры, приводимые в приказах командования и приговорах трибуналов, то несложно установить, что на завершающем этапе войны (1944-1945 гг.) более тысячи советских бойцов и командиров погибли или ослепли от отравления трофейным алкоголем. Были среди них и Герои Советского Союза:
- 25 февраля 1945 г. скончался от отравления метиловым спиртом командир батальона 333-го гвардейского стрелкового полка 117-й гвардейской стрелковой дивизии капитан И.З. Безносков (звание Героя Советского Союза присвоено посмертно).
- 5 мая 1945 г. погиб старший помощник начальника оперативного отдела 116-го стрелкового корпуса Герой Советского Союза майор В.Г. Кузнецов.
- 11 мая 1945 г. от отравления трофейным алкоголем скончался в госпитале Герой Советского Союза старший сержант Ю.М. Быков
Тезисно приведу еще несколько примеров отравления спиртом в апреле 1945 г.
Согласно выписке из приказания войскам 46-й армии, подписанного 22 апреля 1945 г. генерал-лейтенантом А. В. Петрушевским, в 5-й гвардейской артиллерийской Сталинградской Краснознаменной дивизии имели место случаи массового отравления военнослужащих метиловым алкоголем. Так, 17-18 апреля 1945 года, с ведома командиров, фляга с 60 литрами спирта, обнаруженная на станции Шлейнбах, распивалась личным составом. В результате преступной беспечности 67 военнослужащих получили отравление и 12 из них умерли.
Из донесения начальника политотдела 60-й стрелковой Севско-Варшавской Краснознаменной дивизии гвардии подполковника Погорелого следовало, что 24 апреля 1945 г. военнослужащие 3-го артдивизиона 969-го артиллерийского Пражского полка, обнаружив на аэродроме бочки со спиртом, налили его себе во фляги, а впоследствии распивали. Всего получили отравление 23 человека.
В шифровке начальника политотдела 5-й ударной армии генерал-майора Е.Е. Кощеева от 24 апреля 1945 года отмечалось:
«В 295 сд отравилось трофейным спиртом 6 бойцов и один офицер. На нашем участке одновременно отравилось 80 военнослужащих из соседней нам армии (61-й армии), которые нашли бочку со спиртом в подвале дома».
Из сообщения интендантского управления 1-го Белорусского фронта от 6 мая 1945 года, подписанного генерал-майором Жижиным:
"В 3-й Ударной армии в результате употребления метилового (древесного) спирта отравилось 251 человек, из них со смертельным исходом 65.
В 6-й Воздушной армии отравилось 6 бойцов толом, обернутым в наши этикетки с надписью «суп-пюре гороховый», приняв тол за пищевой продукт согласно этикетке.
В 49-й Армии отравилось от употребления спиртообразных жидкостей 119 человек, из них 100 умерло.
В 46-й Армии в 5-й АД отравилось трофейной жидкостью 67 военнослужащих, из них 46 умерло. Организаторами (пьянки) явились сами офицеры.
Во 2-м ПФ после освобождения города Резекне ... получили отравление 110 человек, из которых 34 умерло и часть находится в тяжелом состоянии.
В 31-й ГВАД произошло массовое отравление трофейным метиловым спиртом, в результате чего отравилось 70 человек, из них 16 человек умерло и 4 потеряло зрение".
Из приказа войскам 1-го Белорусского фронта маршала Г.К. Жукова от 12 мая 1945 г. "О случаях отравления военнослужащих трофейными спиртными жидкостями":
Несмотря на мои неоднократные приказы, в войсках фронта продолжаются случаи массового отравления военнослужащих трофейными спиртными напитками.
23.4.45 г. старшиной батареи арт. полка Власовым был подобран бочонок спирта. Командир батареи капитан Дубинин и парторг полка майор Матуш вместо изъятия спирта организовали раздачу его личному составу батареи и сами приняли участие в выпивке. Весь личный состав батареи – 72 человека – был отравлен, из них 34 человека, в том числе 8 офицеров, умерли и 9 человек ослепли.
24.4.45 г. по распоряжению начальника штаба артполка ст. лейтенанта Бидлюка и зам. командира дивизиона по политчасти капитана Рыбникова к расположению штаба дивизиона были доставлены 3 бочки трофейного спирта. Спирт был оставлен без охраны, и военнослужащие имели к нему свободный доступ. В результате отравились 22 человека, из них 8 человек со смертельным исходом.
2.5.45 г. в парке Тиргартен (Берлин) при встрече частей 1-й и 2-й гвардейских танковых армий была распита найденная железная бочка (60 литров) с жидкостью, похожей на спирт, в результате отравились 45 человек, из них 2 человека умерли, 3 находятся в тяжелом состоянии.
5.5.45 г. в 26-й тяжелой минометной бригаде отравились трофейным спиртом 11 человек, все со смертельным исходом.
Во время несения гарнизонной службы в г. Бад-Фрайенвальде от употребления метилового спирта в 215-м армейском запасном полку 30 апреля и 1 мая 1945 г. отравились 133 человека, из них 41 умер и 15 человек потеряли зрение..".
В том же приказе приводились аналогичные факты, установленные при рассмотрении дел военным трибуналом 1-го Белорусского фронта:
30 апреля отравились метиловым спиртом 54 военнослужащих роты Макаричева, и из них 15 умерли.
В ночь на 1 мая в результате халатности и попустительства со стороны дежурного по караулам гарнизона ст. л-т Назарова, 94 находившихся в наряде военнослужащих отравились, из них 23 умерли.
Во взводе командира взвода Полынцева отравились 17 военнослужащих, из них 3 умерли...
Каждый такой случай - это трагедия. В следующей статье расскажу подробнее одну историю - о том как нелепо погиб летчик-истребитель лейтенант В.Ф. Смирнов, продолжавший воевать до Победы, после того как в 1943 году ему ампутировали ногу.
Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi