Найти в Дзене
МГЮА

Банки заблокировали мою карту из-за «сомнительных операций». Почему и что делать? ч.1

Оглавление

Банки начали активно блокировать карты граждан РФ из-за ужесточения требований со стороны Банка России с целью борьбы с мошенниками, то есть при выявлении малейшего риска, будь-то обыкновенные платежи или перевод денежных средств, блокируют карту. Почему это происходит, ведь такие операции граждане совершают ежедневно и ничего подозрительного в этом нет.

Разобраться в этом вопросе нам поможет профессор кафедры банковского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Диана Алексеева.

Почему блокируют?

Причины введения нового антифрод механизма. Статистику о предотвращенных хищениях Банк России начал вести в 2023 году. По информации Регулятора, размещенной на официальном сайте Банка России, в 2023 году банки отразили 34,8 млн. попыток кибермошенников похитить деньги у граждан. К сожалению, последним все же удалось провести 1,17 млн. успешных операций (на 33% больше, чем в 2022 году) и похитить 15,8 млрд.рублей. Вместе с тем, доля средств, которые кредитные организации вернули клиентам, возросла почти вдвое (1,38 млрд. рублей или 8,7 % от всего объема украденных денег). При этом, регулятор направил на блокировку информацию о 575,7 тыс. телефонных номеров, использованных злоумышленниками, и инициировал блокировку 42,8 тыс. мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях.

Согласно статистической информации Банка России в настоящее время наблюдается значительное число переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, в том числе с использованием методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. Доля таких операций составила 50,4% против 49,4% годом ранее - подчеркивает Диана Алексеева.

Дропперство - это..?

В Указании Банка России от 28.02.2024 № 3-МР отмечается, что злоумышленники осуществляют действия, направленные на лишение граждан как собственных, так и кредитных (заемных) денежных средств, договоры на получение которых граждане заключают под влиянием обмана или при злоупотреблении их доверием со стороны злоумышленников, а также действия, направленные на вовлечение граждан, в частности молодежи, в деятельность по выводу и обналичиванию денежных средств, полученных преступным путем, в том числе с использованием электронных средств платежа указанных граждан (дропперство[1]).

Как обманывают?

Большую часть этих денег «потерпевшие» переводят самостоятельно, подчинившись психологическим уловкам мошенников, основанных на технологиях социальной инженерии. Мошенники изобретают все новые и новые способы «сравнительно честных способов» выманивания денежных средств у населения, которые заканчиваются преимущественно одинаково – граждане либо самостоятельно переводят со своих счетов деньги на «безопасные» счета мошенников, либо же передают последним коды и пароли, используя которые они и списывают средства с банковских счетов и карт.

Злоумышленники по-прежнему используют сценарии звонков якобы от «специалистов службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка». Добавились сценарии, связанные со звонками от операторов сотовой связи и многие другие.

Использование злоумышленниками чувствительных данных, как отмечает Банк России, увеличивает риск хищений как собственных накоплений потребителей, так и полученных под влиянием мошенников кредитных средств.

[1] Дроппер - (от англ. to drop - бросать) подставное физическое или юридическое лицо, используемое в мошеннических схемах обналичивания финансовых средств

Об изменениях в законодательстве, касающихся этого вопроса, а также что делать, если карту заблокировали, расскажем в следующей статье. Не пропустите!