По данным августовского отчета NIQ за 12 месяцев по июль 2024 года, в июле вклад инфляции в общий результат роста FMCG-рынка продолжил увеличиваться и составил уже 10,7 п.п. из 17,4% номинального роста. В июле фактор инфляции впервые стал отчетливо прослеживаться и в онлайн-канале.
Так как предпринимаемые Центробанком меры по сдерживанию инфляции приносят отложенный эффект, можно предположить, что вклад инфляции еще больше увеличится к концу года.
В августе текущий рост цен с поправкой на сезонность составил 7,6% в пересчете на год. Годовая инфляция, по оценке на 9 сентября, составила 9,0% после 9,1% по итогам августа. Устойчивое инфляционное давление в целом остается высоким и пока не демонстрирует тенденцию к снижению.
Категории-драйверы роста FMCG-рынка: вода, корм для кошек, колбасные изделия упакованные.
Категории-драйверы снижения FMCG-рынка: развесные шоколадные конфеты, сырое мясо, растительное масло.
Динамика продаж в регионах сохраняет высокий уровень как в денежном, так и в натуральном выражении.
Доля промопродаж на офлайн-рынке продолжает снижаться, в то время как в онлайн-канале держится на стабильно высоком уровне при увеличении глубины скидки. Средняя скидка в продуктовой группе на офлайн-рынке составила 17,9%, на в онлайн-канале 25,1%.
Доля промо продуктовых категорий на офлайн-рынке составляет 40,9%, тогда как в онлайн-канале она уже перевалила за 60%. Следует отметить, что в ТОП-5 наиболее запромотированных мясные категории не вошли.
Доля частных марок (СТМ) продолжает увеличиваться и достигает более 14% на омниканальном рынке FMCG.
Топ-5 продовольственных категорий СТМ по наибольшему вкладу в рост включает три мясные категории:
1. Сырое мясо.
2. Колбасные изделия упакованные.
3. Фруктовые соки.
4. Мягкие и плавленые сыры.
5. Охлажденные мясные полуфабрикаты.
Рост онлайн-рынка полностью обеспечен реальным спросом, особенно сильно укрепляющимся в регионах страны, однако в июле фактор инфляции впервые стал отчетливо прослеживаться и в этом канале продаж.
Основной вклад в текущее развитие СТМ на онлайн-рынке вносит продовольственная группа товаров, в которой наблюдается как наиболее высокая динамика, так и рост доли. ТОП-5 категорий СТМ по позитивному вкладу в рост возглавляет сырое мясо.
По мере развития рынка интернет-торговли наблюдается и трансформация покупательских привычек в этом канале продаж. Так, 80% онлайн-покупателей используют смартфон или мобильный телефон в качестве устройства для заказа товаров на интернет-площадках. А 89% онлайн-покупателей используют приложения на смартфонах для заказа товаров повседневного спроса онлайн.