Найти в Дзене
Поговорим про Елец

Почему именно Липецк, а не Елец стал областным центром?

Дорогие друзья! Перед тем как приступить к статье, я хотел бы поделиться с вами ссылкой на замечательный и информативный телеграмм-канал, который ведёт мой коллега. Речь пойдёт о канале «Елецкий дворик», который посвящён нашему замечательному историческому городу Ельцу. Ссылка: https://t.me/dvorikelets

6 января исполнилось 70 лет с момента образования Липецкой области. В этот день мы вспоминаем, как небольшой городок Елец мог стать центром Елецкой области, но не стал. Некоторые уже не помнят об этом, а кто-то даже не знает, какие факторы повлияли на это решение.

фотография взята с ресурса https://ru.pinterest.com/pin/412290540887159953/
фотография взята с ресурса https://ru.pinterest.com/pin/412290540887159953/

Ситуация в Ельце в двадцатом веке.

Революция 1917 года сильно изменила социальную структуру населения Ельца. Гражданская война затормозила его развитие. В августе 1919 года город пострадал от банд Мамонтова. После окончания войны ельчане активно восстанавливали разрушенное хозяйство и развивали промышленность.

В годы первых пятилеток город начал бурно развиваться благодаря строительству новых предприятий и железной дороги, соединившей Москву с Донбассом. Коллективизация сельского хозяйства привела к миграции населения в город.

Развитие города было тесно связано с изменениями в административно-территориальном делении края. До 1928 года были губернии и уезды. Затем Елец стал центром округа Центрально-Черноземской области, которая объединила Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии. В свою очередь, округа делились на районы.

Карта Центрально-Черноземской области
Карта Центрально-Черноземской области

В марте 1931 года на левом берегу реки Воронеж началось строительство Новолипецкого металлургического комбината. Решение о строительстве было принято исполкомом Елецкого окружного комитета.

Строительство НЛМК
Строительство НЛМК

Елец в годы Великой Отечественной войны.

В 1939 году численность населения города Ельца достигла 51 тысячи человек. В городе работали учительский институт, железнодорожный техникум, педагогическое училище, две фельдшерские школы, а также 16 общеобразовательных и несколько специальных школ.

Во время Великой Отечественной войны Елец и железнодорожный узел играли важную роль как база фронта в районе Орловского плацдарма и Курско-Белгородской дуги. Два полевых аэродрома поддерживали связь с партизанами в Брянских лесах и Белоруссии. За время войны город сильно пострадал: с 3 по 9 декабря 1941 года Елец был оккупирован фашистами, а бомбардировки продолжались до 5 августа 1943 года.

Война принесла тяжёлые потери как всему народу, так и жителям Ельца. Более девяти тысяч ельчан не вернулись с фронта. Значительный ущерб был нанесён экономике города. Варварские бомбардировки и временная оккупация привели к огромным разрушениям железнодорожного узла, промышленности, городского и жилищного хозяйства. Однако эти раны были залечены героическим трудом жителей города.

Уже в 1944 году были восстановлены предприятия союзного и республиканского подчинения и местной промышленности, начали работать школы, культурно-бытовые учреждения.

Елец в годы Великой Отечественной войны.
Елец в годы Великой Отечественной войны.

Елец после Великой Отечественной войны.

После ВОВ восстановление и развитие народного хозяйства велось с небывалым подъемом. К 1950 году уровень промышленного производства превысил довоенный. С 50-х годов ускоренно развивалась промышленность города: строилась теплоэлектроцентраль, мощный сахарный завод, завод тракторных гидроагрегатов и завод очковых оправ. Железнодорожный узел стал притягательным для развития промышленности, что привело к быстрому формированию города и повышению его роли в Центрально-Черноземном экономическом регионе. Численность населения вновь быстро росла.

Переломный момент.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 яноваря 1954 г в составе РСФСР была образована Липецкая область с центром в городе Липецке. В состав области кроме города Ельца входившего ранее в Орловскую область вошли города Липецк и 34 района Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей. Территория области сосвляла 23,8 тыс кв км с населением свыше одного миллиона человек.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
Указ Президиума Верховного Совета СССР

Подведем итоги

Липецк стал областным центром для строительства НЛМК.

Почему же именно Липецк стал столицей нового региона? В отличие от других металлургических городов, таких как Магнитогорск, Череповец, Нижний Тагил, Норильск и Новокузнецк, которые являются районными центрами, Липецк после войны был небольшим городом с населением менее 70 тысяч жителей. При этом предстояло построить огромный комбинат с нуля.

Спасти ситуацию можно было только переселением крестьян в Липецк и переманиванием специалистов из других городов. Для этого и нужен был областной центр. Поэтому региональные чиновники и депутаты в 1954 году разместились по соседству с НЛМК и руководили Липецкой областью из кабинетов на Новолипецке.

Сельские жители в те годы мечтали вырваться из деревенской жизни и стать городскими. НЛМК давал им работу и гарантию получения жилья. А власть строила и открывала для семей металлургов детские сады, школы, клубы, поликлиники, магазины, прокладывала дороги и благоустраивала город. Всё это делалось на деньги из государственного бюджета, которые рекой лились на развитие нового областного центра.

Если бы в 1954 году не появилась Липецкая область, вряд ли НЛМК смог бы стать ведущим предприятием России, а Липецк так и оставался бы заштатным районным городом. Но были ли у Ельца шансы стать центром области? Моё мнение — да! Для этого были все предпосылки:
* Елец — крупный город с богатой историей и экономическим потенциалом.
* В городе есть железнодорожный узел, училища, больницы и педагогический институт.
* Планировалось строительство металлургического завода в Ельце.