Найти тему
Bikini Gun. Записки режиссера

Дачный побег современного россиянина

Помню, как в далёком детстве - в конце 80х - к нам приехали гости из деревни. Та деревня распогалась чуть ли не в самом городе. То есть последний разросся и почти поглотил десяток бревенчатых домов. Прибывшие гости восторгались нашей квартирой, хотя это была очень тесная двушка с крошечными кухней, ванной и туалетом. Холодильник в ней подвешивали к потолку, иначе места не хватало.

В компании из деревни были дети, мои ровесники, которых очень и изумил унитаз с бачком. Они бегали в туалет каждые полчаса и наслаждались процессом смывания. А ещё они с придыханием повторяли, что у них тоже однажды будет квартира, а в ней само собой, эта штуковина со смывом.

Действительно, в те времена люди бежали из деревни. Процесс этот начался ещё раньше. Советские писатели и режиссеры болезненно воспринимали данный побег, отражая его в фильмах и книгах. Деревня вымирала. С ней уходило что-то важное для нашего человека. Исчезала народная культура. Нарушалась приемственность поколений.

Горевать об утрате крестьянского уклада вряд ли кому-то придёт в здравую голову. Он ничто иное, как пахота, тяжелый изматывающий труд. Его инерция ещё не одно поколение заставляла наших людей горбатиться на даче. Уже давно есть возможность купить и картошку, и морковку и все, что в голову взбредёт. Однако люди продолжают сажать корнеплоды и тяпкой взбивать боровки.

Долгое время я думал, что пахать дачников заставляет память о девяностых. Тогда реально собранная осенью картошка кормила семью до весны. Помните такое явление: ящики с картошкой, стоявшие на лестничных маршах в подъездах? Сейчас расскажи детям, и не поверят. Девяностые без дураков многих сильно напугали. Однако дачная пахота объясняется не только этим страхом. Тут имеет место быть возможность человека насладиться плодами собственного труда. На большинстве современных работ трудовой результат отчуждается, он не виден. Совсем другое дело, когда сам посадил и увидел, что выросло. Сейчас со всех сторон валятся мемы про кабачки, которые никто не знает куда деть. Так вот. Дело как раз в том, что их не обязательно есть. Кабачки удовлетворяют одним фактом, что моё выросло. И это, поверьте, очень сильная мотивация.

Взрослея, люди понимают, что бесконечная гонка потребления выхолащивает душу. Наполняет же её как раз осознание и конкретный факт результатов работы. Отсюда и корни современного побега из города на дачу. Люди хотят заиметь хотя бы крошечный кусок земли, где будет что-то от них зависеть. В городе же человек опутан зависимостями с ног до головы. Они бесконечно напрягают, приводят к фобиям, депрессиям и паническим атакам. Поэтому, как только есть возможность, горожане прыгают в машины и мчатся на свои дачи. Кстати, о машинах. Вот они как раз то и ускорили массовый дачный побег.

Не могу тут не вспомнить своего деда. Чтобы добраться до дачи, он сначала час трясся в автобусе, а после ещё полчаса шёл по пыльной грунтовой дороге. Раскладная тележка с плетеной корзиной была его постоянной спутницей. Сегодня народ жадно скупает участки и за 30, и за 50 километров от дома. Счастье оказалось не в потреблении, а в том, о чем писал Антон Павлович. Это я про кусок своей земли, на которой человеку следует сделать всё, что он может.

В качестве обложки решил выложить фото старого дома своего соседа по даче. Пока мы вдвоём в деревне, но участки все уже скуплены.

-2