Найти тему
Trifler

Как решать уравнения с модулем и с двумя модулями

Сегодня мы разберем способ решения уравнений с модулем, который предлагается в учебнике Никольского за 10 класс. Мне этот способ очень нравится и кажется самым наглядным.

Весь способ базируется на двух определениях:

-2

Решим с помощью этих определений простейшее уравнение:

-3

Проинтерпретируем его, используя указанные выше определения: В модуле содержится разность икса и четверки, поэтому можно сказать, что расстояние между иксом и четверкой равно трем. Отметим на координатной прямой четверку и отложим от нее расстояние, равное трем. Таким образом найдем иксы. При этом, не забываем, что расстояние можно откладывать как в левую, так и в правую сторону:

-4

Теперь чуть усложним задачу. Возьмем вот такое уравнение:

-5

Под знаком модуля содержится сумма, нам же нужно сделать разность, поэтому преобразуем уравнение к следующему виду:

-6

И теперь сделаем, как в прошлом случае: отметим на координатной прямой число "-2" и отложим от него в обе стороны, расстояние, равное 5. Получим иксы:

-7

Еще немного усложним задачу:

-8

Нужно сделать разность вместо суммы:

-9

Отмечаем "-5" на числовой прямой и откладываем расстояние, равное 4. Но не забываем, что в модуле стоял "2x", поэтому и найдем мы "2x".

-10

Теперь дорешиваем обычные линейные уравнения и находим корни:

-11

Ну и закончим на сегодня вот таким уравнением, с двойным модулем.

-12

Сначала нужно избавиться от внешнего модуля: превращаем сумму в разность.

-13

Отмечаем "-3" на прямой и откладываем расстояние, равно 4:

-14

Левое уравнение не имеет решений, так как расстояние не может быть равно "-7". Решаем правой уравнение. Отдельно выписываем его и также отмечаем на координатной прямой:

-15

Получили два корня.

Вот такой наглядный способ можно использовать при решении уравнений с модулями. Если возникли вопросы - пишите в комментариях.

В следующей статье разберем, как с помощью этого метода решать неравенства с модулем.