Всем привет, уважаемые подписчики и гости канала "Карты, кубики, победа". В этой статье я расскажу вам о новинке, которую локализовала для нас компания Crowd Games, под названием Цирк Трех Арен. Я расскажу вам, о чем игра, вкратце распишу правила, плюсы и минусы, а также поделюсь финальными впечатлениями. Перед началом прочтения рекомендую подписаться на канал, здесь еще много интересного из мира настольных игр. А теперь берите чай, печеньки, а мы начинаем.
О чем игра
Каждый игрок становится директором небольшого трехаренного цирка, колесящего по США в конце 19 века.
Чтобы прославиться, игроки будут нанимать артистов и проводить выступления в различных городах. В это же время по США гастролирует знаменитый цирк Барнума. Когда он попадает в главные города в регионах, самые известные директора получают победные очки (ПО).
Краткие правила
Перед игроками раскладывается большое игровое поле с картой США, колодами карт целей, карт денег (они же обычные артисты), карт билетов (они же особые артисты) и треком ПО по периметру поля. Перед началом партии игроки получают по одной карте цели, одной карте билетов и четыре карты денег. Также каждый игрок получает планшет, куда он будет выкладывать нанятых артистов, а также карты целей. Далее игроки берут по 12 фишек цирков (шатров), а фишку пьедестала выставляют на цифру 1. Цирк Барнума выкладывается в Бостон. Оттуда он будет гастролировать по США.
Ход партии
В свой ход игрок может выполнить одно из двух действий:
- Нанять артиста (это обязательное действие в первый ход)
- Передвинуться и выступить в городе
Наем артиста
Артисты бывают обычные (они изображены на картах денег) и особые (они изображены на картах билетов). Обычные артисты дают небольшие свойства (как правило, это повышение уровня пьедестала), а большие, как правило, дают свойства для подсчета ПО в конце игры. Стоимость найма артиста указана в левом верхнем углу. Карты денег (но не билетов) также используются для оплаты найма артистов. То есть, чтобы нанять артиста, стоимостью 4, я должен сбросить других обычных артистов суммарной стоимостью 4 или больше.
ВАЖНО: За первого артиста стоимостью 4 я должен заплатить полную цену. Затем я размещаю его в один из трех рядов на планшете (на одну из трех арен). Далее если я хочу в этот же ряд нанять артиста дешевле, чем 4, я его нанимаю бесплатно. Если мой новый артист стоит дороже, то я плачу лишь разницу в стоимости (при найме артиста 11 я плачу лишь 7). Точкой расчета цены всегда является самая дорогая карта в ряду.
Выкладывая артистов на планшет, вы будете получать различные бонусы. Также на планшете изображено 6 паровозов (максимальное кол-во очков передвижения). Закрывая их артистами, количество очков передвижения будет уменьшаться (команда увеличивается, ездить становиться проблематичнее).
Передвижение и выступление
Второе доступное игроку действие - передвинуться по карте США и выступить в маленьком, среднем или главном городе.
Карта США делится на регионы. В каждом регионе есть 1 главный город, 2 средних и 6 маленьких городов.
Выбрав это действие, игрок обязан переместиться в любой другой город на доступном ему расстоянии. Затем он выступает там на условиях, которые зависят от типа города:
- Маленький город. Выступать в таких городах проще всего. Это необходимо для заработка быстрых денег (они же обычные артисты). Вы получаете карты денег за город, в котором выступили, соседние маленькие города, а также карты денег на планшете.
- Средний город. Тут уже более требовательная аудитория. Чтобы выступить в среднем городе, необходимо определенное количество пьедесталов. Чем это значение выше, тем бОльшую награду получит игрок. Получая награду, игрок выбирает между картами билетов (они же особые артисты) и мгновенными ПО. Также игрок может разыграть карту со значком молнии, чтобы получить еще больше плюшек.
- Главный город. В главных городах проживают самые требовательные зрители. С кем попало к ним не приедешь. Каждому городу нужен определенный тип особых артистов. Где-то нужны именно львы, где-то только фокусники и т.д. Также можно получить дополнительные ПО за выполнение особых условий города. За выступления в главных городах игроки получают исключительно мгновенные ПО.
Выступив в любом городе, игрок размещает туда фишку цирка, а Барнум продвигается на одно деление вперед против часовой стрелки (перескакивая через шатры игроков). Как только Барнум приезжает в главный город, начинается промежуточный подсчет ПО. Игрок с наибольшим кол-вом шатров в регионе получает 10 ПО, 2-е место - 6 ПО, 3-е место - 3 ПО. До первого городе Барнуму ехать довольно долго, есть время на раскачку. Остальные же города расположены ближе друг к другу, поэтому начинается настоящая гонка за мажорити в регионах (можно, конечно, какими-то регионами пожертвовать, чтобы подготовить плацдарм в других, вариантов масса).
Как только Барнум достигает своего первоначального города, происходит последний подсчет ПО за город, а затем финальный подсчет. Считаются все карты целей, а также все карты особых артистов и их свойств. Игрок с наибольшим количеством ПО объявляется победителем.
Плюсы
Оформление. Игра очень красочно оформлена, даже посмотрев на поле, уже хочется сыграть. Не всем такое нравится, но я люблю "цветастые" игры.
Атмосфера. Каждое действие очень логично объяснено, здесь нет механик ради механик. Игрок понимает, зачем он делает то или иное действие. А оформление и шатры на поле придают еще бОльшую атмосферу игре.
Правила. Правила в игре невероятно просты. У игрока всего два действия: нанять артиста или выступить в городе. Все интуитивно понятно. Я бы поставил по сложности правил эту игру в одну линейку с двумя другими играми Devir Games: Красный собор и Белый замок.
Комбинации. Здесь нет комбо-вомбо в привычном его понимании. Тут я хотел бы также сравнить понятие "комбо" с Красным Собором и Белым Замком:
- Красный собор - игра про планирование действий, чтобы каждое действие приносило какую-то пользу (сейчас я соберу именно такие ресурсы, чтобы в следующем ходу построить секцию, а потом еще смогу залезть украшением к другому игроку). Комбинации заключаются в грамотном выполнении действий в угоду последующим действиям.
- Белый замок - игра с ограниченным количеством ходов, где необходимо из одного хода выжать максимум. Ход один, а количество действий может улететь в небеса при грамотной игре. Комбинации заключаются в получении максимально возможного профита из каждого хода.
- Цирк трех арен - игра, скорость которой регулируют сами игроки. Чем чаще выступаете, тем быстрее двигается Барнум. За это время необходимо успеть нанять и грамотно разложить артистов по аренам. Комбинации заключаются как раз в грамотном расположении артистов на аренах: они вам принесут много ПО за главные города + много ПО в конце игры (часто даже отстающий игрок может стать первым после финального подсчета ПО). Гениальность своих решений вы ощутите в конце партии.
Масштабируемость. С масштабируемостью в игре все в порядке. При игре втроем закрывается всегда Чикаго, при игре вдвоем закрывается либо Бостон, либо Индианаполис (на усмотрение игроков) + выкладываются нейтральные шатры для ускорения партии.
Соло-режим. В очередной раз Давид Турци порадовал фанатов одиночной игры. Иногда бывает, что одиночный режим есть, но автомой невероятно сложно управлять, ход за автому длится в 2-3 раза дольше, чем собственный ход. Здесь все просто, вытащил карту, сделал то, что на ней нарисовано. Боты делятся на три уровня сложности. Я сыграл две партии со средним ботом, обе проиграл :))))) Первая партия у вас займет достаточно долгое время, так как там очень много вариантов тай брейкеров (способов решить ничью), но уже к концу первой партии все пункты более-менее укладываются в голове. Хотя, мне до сих пор некоторые моменты непонятны.
Минусы
Правила. Лично для меня простые правила - это несомненный плюс, но кому-то это может не понравиться. В игре хоть и есть просто для принятия решений, но он, все же, ограничен наймом артистов и выступлениями в городах.
Рандом. Любой пополняемый рынок - это, как правило, рандом. Тут много разных карт денег (обычных артистов). Но есть же еще особые артисты, а для выступления в главных городах нужны именно они (да еще и определенные). Благо, особых артистов там всего 11 видов и их много повторяющихся, так что не скажу, что рандом может очень сильно зарешать.
Заключение
Цирк трех арен мне понравился. На двоих он играется максимально быстро, на 3-4 игрока партия может затянуться, но не критично. Вроде, выставляется больше шатров и Барнум должен двигаться быстрее, но их можно выставлять в глубинке поля не на пути Барнума, тогда он будет двигаться медленнее. Но тут уже все зависит от игроков. В любом случае время партии увеличивается незначительно. У игры классное оформление, максимально логичные и интуитивно понятные действия, тесно связанные с сеттингом игры. Тут, вроде, все просто, но нужно чтобы и денег хватало, и артистов выкладывать грамотно, и под цели подстраиваться, и не слишком быстро все паровозы закрыть, и чтобы в финальном подсчете ПО не подкачать. Нужно держать баланс во всем. Простора для размышлений хватает.
Не знаю, хочу ли я рекомендовать эту игру тем снобам, у которых все игры сложностью ниже 4.00 по версии БГГ это лютый треш, но смело могу порекомендовать любителям семейных игр с красивой рисовкой, простыми правилами, но тем не менее обладающих простором для размышлений.
------------------------------------
Что вы думаете по поводу Цирка Трех Арен? Уже поиграли? Или хотели бы сыграть? Посоветуйте еще игры семейного уровня, все обсудим в комментариях.