13 июля 1998 года экипаж самолета Ил-76МД (UR-76424) выполнял коммерческий рейс в ОАЭ по перевозке груза, в основном состоявшего из арбузов. Точный вес груза не был известен, однако оценки показывали, что превышение максимальной взлётной массы составляло от 15,5 до 25,5 тонн.
Зная о значительной перегрузке, экипаж задержал вылет на 5 часов, дожидаясь снижения температуры воздуха после захода солнца. Взлет производился ночью при температуре +37°C и попутно-боковом ветре. Через 73 секунды после разбега самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы на скорости 235 км/ч и начал набор высоты.
На высоте 150 метров экипаж начал уборку закрылков, завершив ее на высоте 160 метров на скорости 400 км/ч. В этот момент произошло неожиданное срабатывание системы ССОС. Реагируя на срабатывание ССОС, командир ВС резко отклонил руль высоты на пикирование, что вызвало переход самолета в снижение с вертикальной скоростью 10-12 м/с.
Через 140 секунд после взлета, на скорости 485 км/ч, потерявший управление Ил-76 столкнулся с водной поверхностью Персидского залива в 800 метрах от берега и в 16 километрах от аэропорта. Самолет разрушился и затонул.
Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что неожиданное срабатывание ССОС в момент окончания уборки закрылков вызвало нарушение психической деятельности командира воздушного судна. Находясь в стрессовом состоянии из-за опасений по поводу значительной перегрузки, а также из-за длительной задержки вылета, командир продолжал неправильно манипулировать органами управления, что и привело к потере контроля над самолетом.
Таким образом, основной причиной катастрофы стало решение экипажа выполнять взлет на значительно перегруженном самолете в неблагоприятных метеоусловиях. Психологическое напряжение командира, вызванное осознанием опасности ситуации, усугубило его ошибки в пилотировании, завершившиеся трагическим исходом.
Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)