Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: реактивные самолеты Люфтваффе (02). Арадо, Хейнкель и Физелер

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ОКОНЧАНИЕ; начало ЗДЕСЬ

Реактивный двухмоторный бомбардировщик Arado Ar.234 «Blitz»

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с убирающимися шасси с носовой стойкой. Первый в мире реактивный бомбардировщик, и первый реактивный бомбардировщик, участвовавший в боевых действиях. Первый полет - июнь 1943 г. Серийное производство: с марта 1944 по март 1945 г. Всего произведено 237 самолетов (8 опытных Ar.234А, 210 двухмоторных Ar.234В и 19 четырехмоторных Ar.234С).

ТТХ версии Ar.234В-2 (бомбардировщик):

Двигатели: 2 Jumo-004В с тягой по 900 кгс. Скорость: 740 км/ч; потолок: 10.000 м. Дальность: без бомб (разведка) - 1.620 км, с 500 кг бомб - 1.550 км, с 1.500 кг бомб - 1.100 км. Вес взлетный 8.417 кг; максимальный 9.858 кг. Вооружение: 2х20-мм неподвижные пушки назад. Бомбы: стандарт - 1.500 кг; в перегруз – до 2.000 кг. (3х500 кг, или 1х1.000 кг + 2х350 кг).

Модификации и боевые качества:

-3

Летом 1943 г. начался медленный выпуск опытной серии Ar.234А, у которых вместо колесного шасси использовалась отделяющаяся стартовая тележка. Всего было изготовлено 8 самолетов, на которых отрабатывался будущий боевой вариант. С марта 1944 г. начался серийный выпуск самолетов серии «В», которые уже имели шасси и катапультирующееся кресло. Они производились в двух основных вариантах: Ar.234В-1 – разведчик (безоружный, со встроенной фотоаппаратурой), и Ar.234В-2 - бомбардировщик. Так же небольшой партией в 30 машин был выпущен Ar.234В-2N – ночной истребитель с радиолокатором. Осенью 1944 начался выпуск самолета Ar.234С, отличавшегося от предыдущих четырьмя двигателями BMW.003А-1; но изготовить их успели только 19 экземпляров.

-4

Ar.234 был приятен в управлении, хотя и не совсем стабилен в полете: самолет имел некоторую склонность к пикированию, что заставляло пилота быть внимательным к работе ручкой управления. Зато на посадке самолет был очень устойчив; правда, имел слишком длинный пробег.

Бомбардировщики Ar.234В-2 оснащались автопилотом «Patin», через вычислительное устройство соединявшимся с прицелом. Это позволяло летчику, включив автопилот в 35 км от объекта, полностью заняться наведением перекрестия прицела на цель. Автопилот же в это время управлял самолетом сообразно перемещению прицельного перекрестия. При достижения точки бомбометания сброс бомб выполнялся автоматически. После бомбометания пилот выключал автопилот и брал управление машиной на себя.

-5

Вариант истребителя Ar.234 пилоты посчитали неудачным из-за плохого обзора вбок, и почти полного отсутствия обзора назад (имевшийся перископ помогал мало). К тому же конструкция фюзеляжа исключала установку оружия в носу, и оно подвешивалось под фюзеляжем в контейнере, что отрицательно сказывалось на скорости и маневренности.

Боевое применение:

Первый боевой вылет Ar.234 совершил на разведку; 2 августа 1944 г. лейтенант Эрих Зоммер, используя исключительные скоростные данные своего самолета, за полтора часа совершил то, что обычные самолеты-разведчики Люфтваффе не могли сделать в течение двух месяцев. Он сфотографировал всю зону высадки войск союзников в Нормандии, дав командованию наконец-то оценить масштабы вторжения. Только теперь немцы увидели, что на континент было высажено более 1.000.000 солдат и почти 300.000 танков и грузовиков. А ведь до этого генеральный штаб Вермахта ожидал высадки союзников на побережье Па­де-Кале, считая десант в Нормандии лишь отвлекающим маневром...

-6

Бомбардировщики Ar.234В-2 приступили к боевым вылетам в последние месяцы 1944 г. в составе эскадры KG-76. Они бомбили противника с большой высоты в горизонтальном полете с помощью уже описанного выше автопилота «Patin». В декабре 1944 г. бомбардировщики Ar.234В-2 поддерживали немецкие войска во время наступления в Арденнах. В марте 1945 г. они бомбили стратегически важный мост через Рейн в районе Ремагена, который американские войска захватили неповрежденным. Выполняли также Ar.234 боевые задания и на советско-германском фронте; однако интенсивность их боевой деятельности, как и всей германской авиации, была очень низкой - сказывалась нехватка горючего.

Несмотря на недовольство летчиков качествами истребителей Ar.234В-2N, из них было создано небольшое подразделение ночных перехватчиков «Коммандо Биспинг» (после гибели гауптмана Биспинга в катастрофе отряд получил наименование «Коммандо Бонов»). В последние месяцы войны Ar.234В-2Nнесколько раз перехватывали британских ночников «Москито», но так и не сбили ни одного самолета.

Реактивный истребитель Heinkel He.162 «Volksjager»

-7

Конструкция, производство:

Heinkel He.162 – одномоторный одноместный высокоплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси (с носовой опорой). Двигатель располагался над фюзеляжем. Первый полет – декабрь 1944 г.; серийное производство: январь – апрель 1945 г. Точное число изготовленных самолетов неизвестно; до окончания боевых действий Люфтваффе успели принять около 120 He.162, еще более 200 таких машин проходили заводские летные испытания.

ТТХ Не.162А-2:

Двигатель: 1 BMW.003 с тягой до 920 кгс. Скорость: 900 км/ч; потолок: 12.000 м; дальность: 970 км. Вес взлетный — 2.800 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки MG.151.

Создание и качества:

He.162 был разработан всего за 90 дней после указа Гитлера о создании фольксштурма, как основное оружие его воздушного аналога. Геринг задумал формирование авиафольксштурма из членов полувоенной организации Национал-социалистического авиакорпуса и занимавшихся летной подготовкой на планерах юношей из Гитлерюгенда. Для быстрого производства в кратчайшие сроки тысяч самолетов и был разработан простой и дешевый «Фольксягер» (народный истребитель), получивший приоритет перед всеми остальными программами выпуска вооружения. К его производству были привлечены семь ведущих авиафирм Германии; объем выпуска самолета планировался от 1.000 до 5.000 единиц в месяц!

-8

Особенностью этого самолета было расположение двигателя над фюзеляжем. Из-за нехватки в конце войны металла фюзеляж и хвостовое оперение He.162 выполнялись из легкого сплава, а крыло и киль - из дерева, и обшивались фанерой. Учитывая, что при скорости более 600 км/ч покидание самолета в случае аварии для летчика практически полностью исключалась, кабину оборудовали катапультируемым сиденьем, приводившимся в действие взрывом пиропатрона. Небольшая партия Не.162А-1 получила 2х30-мм пушки, но их отдача оказалась слишком сильной для легкого корпуса, и в серию пошла версия Не.126А-2 с 20-мм пушками.

Самолет находился в эксплуатации всего пару месяцев, и более-менее достоверные данные о качествах «народных истребителей» отсутствуют. Известно лишь, что Не.162 был одним из самых скоростных истребителей Второй мировой войны, однако он «преуспел» так же в многочисленных авариях и катастрофах. В течение трех апрельских недель эксплуатации в боях было потеряно 3, а в катастрофах - 13 самолетов. Таким образом, на каждые два дня службы Не.162 в среднем приходилась одна авария…

Боевое применение:

Не очень то надеясь на быстрый переход вчерашних планеристов к управлению реактивным самолетом, руководство Люфтваффе решило сначала оснастить новым истребителем профессиональных летчиков – начальная партия Не.162 на рубеже февраля-марта 1945 поступила в JG-1.

-9

Первые же вылеты показали, что идея посадить на этот истребитель юных планеристов была настоящим безумием: Не.162 оказался сложным в управлении самолетом, на котором «гробились» даже профессионалы. С середины марта и до капитуляции Германии в катастрофах погибли 9 летчиков, и еще пять попали в госпиталь с тяжелыми ранениями, полученными при авариях. В частности, среди погибших оказался командир II/JG-1 Пауль-Генрих Дёне, имевший на своем счету 98 побед: при катапультировании в аварийной ситуации он врезался головой в так и не открывшийся фонарь кабины…

Первая победа на Не.162 была одержана 19 апреля: Гюнтер Кирхнер сбил британский истребитель, но через несколько минут и он был сбит американским «Тандерболтом». Кирхнер стал единственным пилотом Не.162, погибшим в бою. Затем 2 мая унтер-офицер Рейхбергер «завалил» американский Р-47, а 4 мая Рудольф Шмитт сбил на малой высоте британский «Темпест» (но победу оспорили зенитчики, и Шмитту она не была засчитана). На этом участие Не.162 в войне завершилось...

Пилотируемый самолет-снаряд Fieseler Fi.103R «Reichenberg»

-10

Конструкция, производство:

Пилотируемый одноместный моноплан с сигарообразным фюзеляжем, свободнонесущим среднерасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением и закрытой кабиной. Шасси отсутствовало (взлет при помощи отделяющейся тележки). Первый полет неуправляемого самолета-снаряда Fi.l03 – декабрь 1942; первый полет пилотируемой версии Fi.l03R – сентябрь 1944 г. Серийное производство пилотируемой версии – сентябрь-октябрь 1944 г. Всего изготовлено 175 (по другим сведениям 220) пилотируемых самолетов-снарядов Fi.l03R.

ТТХ Fi.l03R:

Двигатель: пульсирующий воздушно-реактивный двигатель «Аргус», с тяrой до 350 кгс; время работы – 32 минуты. Скорость: от 640 до 800 км/ч (увеличивалась от облегчения снаряда по мере расхода топлива). Потолок: 2.500 м; дальность: 330 км. Вес взлетный — 2.250 кг. Вооружение: 850-кг боеголовка.

Создание и модификации:

-11

Пилотируемый самолет-снаряд Fi.l03R был создан по предложению известной немецкой летчицы Ханны Райч. Самолет разрабатывался на базе крылатой ракеты Fi.l03, более известной как Фау-1 (V-1), и поэтому разработка заняла всего 14 дней. Идея переработки неуправляемого самолета-снаряда в пилотируемый летчиком родилась в связи с успехами британской истребительной авиации. Англичане научились сбивать летящие только по прямой, не маневрирующие Фау, уничтожая до 90% запущенных немцами крылатых ракет! Вот Райч и предложила посадить внутрь летчика, который маневрами уклонится от атак британцев, наведет самолет-снаряд на избранную цель, и уже над ней выбросится с парашютом. Идея была поддержана командованием, и известный специалист по диверсиям Отто Скорцени лично отобрал 250 летчиков-смертников для этих самолетов-снарядов.

Для них были разработаны четыре модификации «Райхенберга». Три – учебные, снабженные посадочными лыжами (версия Fi.l03R-II была двухместной), а Fi.l03R-IV стал боевым одноместным самолетом-снарядом с прицельными приспособлениями и боезарядом, но без посадочной лыжи.

Боевое применение:

-12

Из всех построенных Fi.l03R только 50 успели попасть на вооружение Люфтваффе – из них сформировали 5-ю эскадрилью при бомбардировочной эскадре KG-200. С ноября 1944 по март 1945 пилоты эскадрильи проводили на «Райхенбергах» испытательные и обучающие полеты, пока один из Fi.l03R не потерпел катастрофу (пилот погиб). После этого командир KG-200 Вернер Баумбах добился от Гитлера роспуска эскадрильи, прямо заявив, что немецкие летчики – это не японские камикадзе. В результате уже практически готовые к бою пилоты Fi.l03R так и не совершили ни одного боевого вылета…

2МВ: реактивные самолеты Люфтваффе (01). Мессершмитты

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.