Всем привет, друзья!
26 АВГУСТА 1965 года исполняется 50 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова — одного из славных представителей плеяды выдающихся советских лётчиков-истребителей, вписавших блестящие страницы в боевую летопись наших Военно-Воздушных Сил. Семнадцатилетним пареньком Борис Сафонов навсегда связал себя с авиацией, окончив в 1932 году Тульскую планерную школу, а год спустя — лётную школу Осоавиахима. После этого он добровольно вступил в ряды Советской Армии, начав свой очень короткий, но удивительно яркий путь военного лётчика-истребителя.
Великая Отечественная война застала старшего лейтенанта Б. Ф. Сафонова в Заполярье. Он командовал здесь эскадрильей 72-го смешанного авиационного полка, входившего в состав военно-воздушных сил Северного флота.
Количественно и качественно военно-воздушные силы Северного флота значительно уступали врагу. В предвоенные годы в авиации флота были сформированы всего лишь две части — 118-й морской полк ближних разведчиков и 72-й смешанный авиационный полк, фактически до октября 1941 года остававшийся единственной ударной силой авиации. Половину парка боевых машин флота Североморья составляли гидросамолёты МБР-2 (морской ближний разведчик), обладавшие крейсерской скоростью 180 км в час и радиусом действия в 500—600 км при бомбовой нагрузке до 600 кг. Естественно, что такие самолёты могли выполнять боевые задачи только ночью, поскольку днём они становились лёгкой добычей врага. В 72-м авиаполку имелась ещё эскадрилья двухмоторных бомбардировщиков СБ (всего 11 самолётов), которые по своим летно-тактическим данным также являлись устаревшими.
Что касается 5-й авиаэскадрильи 72-го полка, которой командовал Сафонов, то она была вооружена истребителями И-16. С началом войны в её состав поступило несколько новых самолётов МиГ-3. Но, помимо положительного значения, это последнее обстоятельство имело и свои отрицательные стороны, так как наличие разнотипной материальной части в одном и том же подразделении неизбежно порождало дополнительные трудности и в организации учёбы лётного состава, и в ведении боевых действий.
В первые недели и месяцы войны североморским лётчикам приходилось выполнять боевые задачи в условиях, когда количественное и качественное превосходство воздушного противника было весьма ощутимым. И, несмотря ни это, они делали всё возможное, чтобы не дать врагу безнаказанно действовать в воздухе. Именно в эти самые тяжёлые первые дни и недели войны зародилась и разнеслась по всей стране боевая слава морских лётчиков истребителей, которых стали называть сафоновцами, по имени их талантливого и мужественного командира. Б. Ф. Сафонов и его лётчики ежедневно совершали по 5-6, а иногда и по 10 боевых вылетов и, смело вступая в бои с численно превосходившим их в несколько раз врагом, неизменно выходили победителями.
Уже на третий день войны, 24 июня, старший лейтенант Сафонов во главе звена истребителей в составе трёх И-16 завязал бой с шестёркой немецко-фашистских самолётов «Хейнкель-III». В результате смелой атаки строй бомбардировщиков нарушился. Хладнокровно сблизившись с одним из них на дистанцию, которая позволяла бить наверняка, ведущий группы открыл огонь... «Точный сафоновский огонь», — так характеризовала фронтовая корреспонденция, напечатанная в «Правде», эти несколько коротких, метко разящих очередей. «Хейнкель» с повреждённым хвостовым оперением потерял управление и рухнул в скалы на берегу залива.
Это был первый гитлеровский самолёт, сбитый лётчиками Северного флота, первая победа, особенно драгоценная тем, что она помогала всему лётному составу преодолевать робость и нерешительность, присущие первым воздушным боям, почувствовать уверенность в своих силах.
С каждым днём североморский лётчик-истребитель Борис Сафонов увеличивал блистательный список своих личных побед, демонстрируя в многочисленных схватках с врагом изумительные смелость и дерзость, сочетающиеся с выдержкой, самообладанием, точным расчётом, умением бить врага наверняка. К концу июля 1941 года на боевом счёту Сафонова было уже 10 сбитых самолётов.
Но главное даже не в том, что он сам одерживал одну за другой победы в небе Заполярья. Используя силу личного примера, командир эскадрильи неустанно, не жалея сил и времени, учил мастерству воздушного боя подчинённых ему лётчиков, воспитывал в них неукротимую волю к борьбе, чувство коллективизма и взаимовыручки, тактическую зрелость. «Один за всех, все за одного» — это стало незыблемым правилом поведения в бою лётчиков сафоновской эскадрильи. «Не отрывайся в воздушном бою — за одиночкой охотится враг», «Ищи и обнаруживай противника в воздухе первым — внезапность удара решает успех боя», — обо всём этом командир постоянно напоминал своим питомцам.
В короткий срок авиационная эскадрилья, которой командовал Сафонов превратилась в монолитный боевой коллектив. Североморские лётчики своей беззаветной преданностью Родине и высоким боевым мастерством принудили командующего воздушным корпусом в Норвегии гитлеровского генерала Штумпфа издать приказ, в котором говорилось: «Истребителям избегать боя с советскими самолётами во всех случаях, когда на нашей стороне нет очевидного численного превосходства».
Однако соблюдение этого предписания генерала Штумпфа далеко не всегда помогало гитлеровским лётчикам. Сафоновцы с успехом отразили целый ряд воздушных налётов немецко-фашистской авиации на Мурманск и другие важные объекты Североморья, причём они смело завязывали бои и побеждали численно превосходившего врага. Об отражении одного из таких налётов на подступах к Мурманску говорилось в вечерней сводке Совинформбюро за 11 августа 1941 года. Этот бой с вражескими бомбардировщиками и истребителями прикрытия провела эскадрилья под командованием В. Ф. Сафонова.
15 сентября 1941 года произошёл героический воздушный бой семи советских истребителей с группой фашистских бомбардировщиков Ю-88 и истребителей прикрытия в составе 52 самолётов. Однако численное превосходство мало помогло врагу. Лётчики Сафоновской семёрки действовали настолько стремительно и эффективно, что с одного из самолётов противника в эфир понеслась паническая радиограмма, переданная открытым текстом: «Мы окружены советскими истребителями». Уже после боя, возвратившись на аэродром, наши лётчики, узнав об этой радиограмме, недоуменно пожимали плечами: как могут 7 самолётов окружить 52, это только со страху могло показаться перепуганному насмерть фашистскому автору радиограммы. Советские истребители одержали победу не числом, а умением. Вражеские экипажи не только не сумели выполнить свою задачу, но и оставили на месте боя догорающие обломки 10 своих машин. Две из них были уничтожены лично Б. Ф. Сафоновым.
На другой день после этого боя, 16 сентября, из Москвы пришло радостное для североморцев известие. Советское правительство по достоинству оценило ратный подвиг надёжных воздушных защитников Заполярья. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество 72-й авиационный полк Указом Президиума Верховного Совета СССР награждался орденом Красного Знамени. Это была первая Краснознамённая часть Северного флота. А самый прославленный и самый бесстрашный её лётчик капитан Б. Ф. Сафонов стал в этот день Героем Советского Союза.
В октябре 1941 года Борис Сафонов был назначен командиром вновь сформированного 78-го авиаполка. Талантливый авиационный командир-воспитатель с присущей ему энергией и щедростью делился своим опытом.
Раскрывая сущность боевых успехов своей эскадрильи, Борне Сафонов подчёркивал, что в основе их лежит высокое лётное мастерство и продуманная тактика действий. «Говорят, что нашей эскадрилье везёт, — рассказывал он, делясь боевым опытом. — Действительно, за первые три месяца воины мы сбили сорок восемь вражеских самолётов. Наши потери по сравнению с потерями против ника весьма незначительны. Но дело тут, конечно, не в «военном счастье».
И далее Сафонов раскрыл сущность того, что называли иногда «везением». Первое, что должно лежать в основе действий истребителя, — это тактика внезапных ударов. Второе — умение не только найти уязвимое место врага и занять выгодное положение, но и расчётливый огонь с такой дальности, когда лётчик наверняка знает, что выпущенные им пули не пропадут даром. Третье — взаимовыручка, умение видеть всю картину боя группы и быть готовым в нужный момент прийти на помощь товарищу. Наконец — слаженность в бою, чёткое взаимодействие между звеньями группы.
Точного воплощения в каждом бою этих и других тактических принципов, обеспечивавших победу над врагом, и строгого следования им командир неукоснительно требовал от всех своих подчинённых. Впоследствии 78-й истребительный полк был также удостоен звания Краснознамённого. Сам же Сафонов в апреле 1942 года возвратился в тот полк, в котором начинал войну, но теперь уже в качестве его командира. Он удостоился чести принимать гвардейское Знамя, вручавшееся полку Военным советом флота в день праздника 1 Мая. И от имени своих однополчан-гвардейцев Борис Сафонов давал торжественную клятву: «Жизнью своей клянёмся никогда не отступать перед врагом. Легче вырвать из груди наше сердце, чем запятнать честь гвардейского Знамени, овеянного боевой славой советских лётчиков и овеянного великим образом Ленина».
Этой клятве Сафонов был верен до последнего удара своего сердца. 30 мая 1942 года он провёл свой 224-и боевой вылет. Всего тройка советских истребителей — гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, гвардии капитан П. И. Орлов, гвардии старший лейтенант В. П. Покровский — смогла вылететь на прикрытие конвоя кораблей в море. На подходе к конвою лётчики заметили шестёрку Ю-88 и атаковали их. Борис Сафонов поочерёдно сбил два «юнкерса», но при атаке третьего сам попал под удар фашистского лётчика-истребителя. Как выяснилось впоследствии, этот стервятник специально и долго за ним охотился. Некоторое время самолёт Сафонова, снижаясь и теряя скорость, продолжал полет по направлению к своим кораблям, а затем врезался в воду и свинцовые волны сомкнулись над ним.
С горечью узнали воины Северного флота о гибели прославленного лётчика Заполярья, талантливого офицера, который, прожив неполных 27 лет, навсегда оставил в нашем народе самую светлую о себе память. Сафонов погиб в бою, но в строю оставались сафоновцы, и они самоотверженно и надёжно продолжали защищать небо Североморья до полного разгрома врага. В. С. Адонкин, Н. А. Бокий, П. Г. Сгибнев, А. А. Коваленко, С. Г. Курзенков, П. И. Орлов, 3. А. Сорокин — имена этих лётчиков, удостоенных за подвиги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков звания Героя Советского Союза, известны всей стране. А за ними стояли десятки других прекрасных воздушных бойцов, считавших за высокую честь для себя называться сафоновцами.
* * *
В списке дважды Героев Советского Союза нам известны имена 69 советских лётчиков. Четверо из них удостоены этого высокого отличия ещё до Отечественной войны. Это С. И. Грицевец и Г. П. Кравчено, Я. В. Смушкевич, С. П. Денисов. Пятый — знаменитый лётчик-испытатель, ученик В. П. Чкалова Герой Советского Союза С. П. Супрун — погиб в самом начале войны, 4 июля 1941 года. Отмечая совершенные им подвиги, Советское правительство 22 июля 1941 года посмертно наградило С. П. Супруна второй медалью «Золотая Звезда».
Борис Феоктистович Сафонов — шестой из лётчиков — дважды Героев. Но он был первым из советских асов, кто уже в мае 1942 года имел на своём боевом счету 25 вражеских самолётов, сбитых лично, и 14 — в группе. И он стал первым из тех, кто дважды удостоился медали «Золотая Звезда» за бессмертные подвиги в период Великой Отечественной войны.
Полковник А. КИСЕЛЕВ (1965)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364