Книжные клубы сейчас на волне.
Свои проекты создают корпорации-гиганты уровня "Apple", "Google" и "Walmart" – как рыночный продукт и как инструмент развития собственных сотрудников. Книжные клубы ведут звёзды масштаба Опры Уинфри, Кайи Гербер или Натали Портман. Свои площадки для регулярных встреч-дискуссий предлагают библиотеки и книжные магазины больших и малых городов. Любители чтения встречаются онлайн.
В России мы любили читать до того, как это стало мейнстримом.
Можем подискутировать, действительно ли чтение у нас в ДНК или это удачно пророщенный культурный миф, но, в таком случае, придётся признать, что миф рождает реальность. Крупные компании создают книжные клубы ("Росатом") и корпоративные библиотеки ("Сбербанк", "Х5"). Популярное движение Stand Up провело уже 69 встреч своего книжного клуба (совокупно собравших более 10 млн просмотров на Youtube). Культурные пространства, издательские дома, книжные магазины, литературные критики и обозреватели выстраивают книжные клубы вокруг своих брендов – и даже проводят книжные быстрые свидания – как "Альпина" совместно с культурным центром "Зотов".
Что привлекает людей в идее книжного клуба?
Обсуждение прочитанного – это пиковая точка интеллектуально-эмоционального удовольствия, которой мы можем достичь в процессе чтения. Люди рациональные извлекают из дискуссии практическую пользу (см. "Навыки эффективного чтения"). Но главное, за чем приходят люди в книжные клубы, – это принадлежность к сообществу единомышленников с определёнными ценностями и образом жизни.
Вы же не думаете, что книжный клуб режиссёра Джерри Фиалка уже 29 лет собирает постоянных участников для постраничного обсуждения одних и тех же "Поминок по Финнегану" Д. Джойса только ради самой книги?
Потребность в сообществах заложена в нас исторически. Древний человек не выжил бы вне своей группы, объединённой задачами собирательства, охоты и обеспечения безопасности. На протяжении всей истории человечества изгнание из коллектива было одним из самых страшных наказаний.
Сегодня, когда мы живём в мире Ги Дебора – одинокие и разобщённые в больших городах; занятые в длинной цепочке производства и не наблюдающие конечного результата своего труда; потерянные в потоке информации и многообразии выбора – потребность в опоре реального сообщества возрастает.
Наличие сообщества, которому мы доверяем, помогает сэкономить время на поиск и экспертизу нужной информации. Лояльное отношение и реальная заинтересованность в наш адрес со стороны других членов сообщества удовлетворяет наши психоэмоциональные потребности. Авторитет и компетентность сообщества повышают наш собственный статус. Общение с единомышленниками перерастает из приятного досуга со взаимной поддержкой в дружеские, романтические и партнёрские отношения.
Литературный клуб дебатов "КНИЖНОГО БАРА" встречается на территории книжного магазина "ПИОТРОВСКИЙ" в Москве и онлайн.
Мы обсуждаем короткие классические рассказы, проводим дебаты и сопровождаем дискуссию чайной церемонией проекта "Realchinatea".
Выбор классических произведений обусловлен фигурами авторов (Э. По, С. Лем, Г. Гессе), которые стали новаторами для своего времени и многое определили в современной литературе.
Короткая форма привлекательна для нас как концентрированное выражение писательского таланта в построении сюжета и создании объёмных характеров.
Чайное сопровождение помогает участникам встречи сонастроиться и отражает концепцию "КНИЖНОГО БАРА": в пару к каждой прочитанной книге я всегда подбираю напиток, позволяющий глубже прочувствовать её настроение и идеи.
Финальным аккордом наших мероприятий мы голосуем за самых ярких участников встречи и вручаем им книги. Но, пожалуй, главный знак того, что книжный клуб – много больше, чем формальный инструмент повышения личной эффективности, это стабильное желание участников продолжить общение за пределами двух-трёхчасовой встречи. Смысл жизни, по Г. Гессе, в том, чтобы его искать. Смысл сообществ – во взаимодействии его участников.