Найти тему
Хельга

Горький вкус рябины

1945 год

Оля не знала когда Потап приедет. Она просто ждала его каждый день, постоянно наводя в своем домике чистоту и готовя по возможности горячие супы. С питанием было сложно, но она не унывала - время сейчас такое, всем нелегко. А уж в деревнях тем более...
- Тетя Оля, папка не приехал? - поверх забора выглядывала грязная мордашка Ниночки.
- Не приехал.
- Я еще погуляю. Если папка приедет, вы меня позовите, я у реки с ребятами играю.
- Иди, иди. Позову обязательно, - Оля отжала простыню и стала развешивать её на веревке.

Она очень любила свою племянницу. Ниночка - дочь её старшей сестры Оксаны. Когда Оксанке было 17 лет, она уехала из деревни в город учиться на швею, следом за ней подался и Потап. Он только из армии вернулся, уж как ему удалось убедить начальство отдать ему документы и отпустить в город, он не говорил.
Пока Оксана училась, он работал на заводе. В октябре 1937 года они поженились едва невесте исполнилось 18 лет. Через год у них родилась Ниночка.
Молодые иногда приезжали в село, но Оля старалась приходить с работы позже, чтобы как можно меньше видеть Потапа. Это была её тайна - еще подростком она влюбилась в этого красавца, но он всегда называл её мелюзгой, относился к ней как к ребенку, хотя у них с сестрой всего два года разницы. Да и он выбрал её сестру, она просто отступила, так никому никогда не сказав о своих чувствах. Счастье сестры было для неё важнее и она старалась подавить в себе эту несчастную запретную любовь.

И вот июнь 1941 года, вся страна замерла в страхе, а в начале июля Потап привез семью в деревню и объявил, что жена и дочь будут ждать его в родительском доме. Провожали его всем селом, под слезы женщин и детей.

Оксана жила у свёкров, маленькая Ниночка купалась в любви и заботе двух бабушек, как вдруг беды посыпались на головы обеих семей. В ноябре 1941 года отцы Оксаны и Потапа ушли добровольцами. А уже через два месяца пришла похоронка на отца Оксаны и Оли, а в апреле 1942 и на отца Потапа.

Не прошло и года, как ушла на тот свет мать Оли и Оксаны, она всё это время горевала и очень переживала, а потом и вовсе слегла. Это была большая любовь, от тоски она ушла вслед за своим мужем.

А потом произошло то, что никто не ожидал - зимой 1943 пропала Оксана! Она уехала на мену и больше не вернулась. Оля и свекровь Оксаны все пороги оббили, развешивали в городе и по району объявления, спрашивали у людей, которые ездили с ней на мену, но все плечами пожимали: да, вместе с ними ездила, обменяла вещи, а уж куда потом подевалась, никто не узнал.

Линия фронта проходила далеко, немцев в округе не было, поэтому даже мысль о том, что её пленили или порешили не было. Куда она подевалась, осталось загадкой для всех. И вот прошло уже полтора года, а она так и не вернулась...

Оля забрала к себе Ниночку, потому что мать Потапа Татьяна от таких известий болеть стала - то сердечко прихватит, то дурно становилось, то голова болела.

Оля и Ниночка жили вместе, каждый день навещали Татьяну Семеновну и ждали Потапа домой. Весточки от него приходили регулярно, он писал, что скоро вернется с победой, в последнем письме он написал, что купил подарки для жены и дочери.
- Вы так и не написали ему, что Оксанка пропала? - спросила Оля.
- А ты? - Татьяна Семеновна помрачнела.
- И я не стала, рука не поднимается. Боялась сломить его боевой дух... - призналась Ольга. - Он ведь любит её, боялась, что сбежит из части и будет её искать.
- Пусть ругается, - вздохнула Татьяна Семеновна, - Но так лучше для него. Пусть уже по приезду узнает.
- Он ведь спрашивает, почему Оксана ему не пишет?
- Спрашивает, но я пишу письма, как будто от нас двоих. Конечно, он бы хотел получить весточку от нее, но за полтора года после пропажи Оксаны он прислал всего четыре письма. В ответах я писала, что все хорошо. Врала, - она тяжело вздохнула, - но он мне верил.

Ниночка играла с котенком и Оля улыбалась, глядя на неё.
- Спрашивает про мать? - спросила Татьяна Семеновна.
- Раньше спрашивала, сейчас перестала, - пожала плечами Оля. - Мне кажется, она по ней не очень скучает. А вот отца ждет с нетерпением, хотя и не помнит как он выглядит.
- Из тебя бы вышла хорошая мать, - заметила женщина. - Ниночка у тебя в чистеньком ходит, каждый день ей платья стираешь, косички плетешь, сказки на ночь рассказываешь. А вот Оксанка... Она другой была.
- Что вы хотите сказать? - Оля напряглась.
- Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что она не слишком любила свою дочь.
- Вздор! - Оля возмутилась. - Как может мать не любить своего ребенка? Вам показалось.
- Может быть... Может и показалось, но...Знаешь, я не хотела никому говорить и тебе тоже, но все-таки скажу... - женщина мялась, было видно, что слова даются с трудом. - Когда приходило письмо, она будто бы невзначай говорила, что надо бы ответ написать. Не так себя ведут влюбленные женщины. Дашка своему мужику полотна целые писала, только и успевала бумагу марать, да все о любви, да о любви. Ну, я соседку мою имею ввиду.
- Я поняла, - кивнула Оля.
- А Оксанка пару строк припишет к моему письму, мол, хорошо все, все живы-здоровы...
- Но при чем тут дочь? - удивилась Оля.
- А при том! - Татьяна Семеновна помялась немного и произнесла: - Тяжело говорить, но кажется, будто прошла у нее любовь к Потапушке, а вместе с ней и любовь к дочери. Слова ласкового лишний раз не скажет, косы так заботливо не плетет, а уж спать я всегда её укладывала.
- Она работала много, уставала, - встала на защиту сестры Оля.
- И ты работаешь, но времени на Ниночку у тебя хватает. Эх, Олька, тебе бы мужа хорошего, да детишек полон дом.

Вдруг калитка распахнулась и во двор твердой уверенной походкой вошел Потап. Татьяна Семеновна радостно вскрикнула, Оля тоже подбежала к зятю и обняла его. Ниночка с интересом посмотрела на мужчину, потом подошла и спросила:
- Ты мой папа?
- Я! Забыла меня, ненаглядная? - он подхватил её на руки и закружил. А потом поискал глазами свою жену. - Где Оксана? На работе?
- Пойдем, сынок, в дом. Поешь, отдохнешь.
- Позже, я по Оксане соскучился. Так где она?
- В доме, сын, в доме расскажу, - Татьяна Семеновна не знала, как сказать правду сыну.

Но спустя несколько минут Оля и Татьяна Семеновна успокаивали Потапа. Сначала он кричал и ругался из-за того, что ему ничего не сказали, потом начал плакать.
- Где она? Где моя жена? Где моя любовь? - на него было жалко смотреть, Татьяна Семеновна налила ему браги в граненый стакан, Оля же прижала к себе Ниночку и успокаивала испуганного ребенка.
- Мы везде её искали, но так и не нашли...- лепетала Оля.
- Я утром поеду в город, подниму всех на уши. Мой сослуживец Гришка, который в сорок четвертом вернулся в город из-за контузии, в органах работает в области, туда поеду.

****

Потап развернул бурную деятельность, но прошло два месяца, а от Оксаны ни слуху, ни духу.
И лишь волей случая удалось с ней встретится...

Оля поехала в город вместе с учительницей Еленой Андреевной, нужно было помочь привезти учебники в сельскую школу. Стоя возле горкома, ожидая Елену Андреевну, Оля озиралась по сторонам. Увидев палатку, в которой продавали мороженое, она тяжко вздохнула - даже стаканчик ей сейчас не по карману. Вдруг она услышала знакомый голос:
- Коля, ты долго будешь в горкоме?
- Скоро обернусь. Я туда и обратно, - ответил мужской голос.

Оля повернулась и увидела черную машину. Она вся блестела под лучами солнца. А в машине сидела её сестра...
- Оксана! Оксана! - Оля бросилась к машине и руками дотронулась до стекла у пассажирского сиденья. - Сестренка.

Женщина занервничала, быстро вышла из машины, едва не ударив дверью Ольгу.
- Тихо, не кричи!
- Оксана, куда ты пропала? Почему ты здесь, в машине и... такая красивая, - ляпнула Оля.
- Не кричи, говорю же тебе! Идем на лавочку и поговорим. Да не здесь, за кленом! Ненароком еще кто увидит! - Оксана отчего-то злилась. А спустя несколько минут Оля узнала причину...

Оксана не просто так уехала на мену. Незадолго до этого из села уехал парторг, оказывается, сестра два месяца тайно встречалась с ним. А потом поняла, что забеременела. Она полюбила Николая, и хотела родить ему ребенка. Но как объяснить мужу и всем остальным, откуда дите?
- И что? Ты решила просто пропасть без вести?
- Коля знал о моем положении, он сделал мне новые документы. Там, на мене, он уже ждал меня. По новым документам я теперь Ксения и фамилию мужа ношу.
- Твой муж Якушев Потап! - рассердилась Оля, не ожидавшая такого предательства от сестры.
- Потап...- Оксана опустила глаза. - Мне жаль его, но... Я не люблю Потапа. Раньше казалось, что это любовь, но... Она может быть и была, но юношеская и быстрая. Всё изменилось с рождением Ниночки. Он пылинки с дочери сдувал, а я быстро отошла на второй план.
- Он любил тебя и сейчас любит, - тихо ответила Оля. - Он с ума сходит.
- Он хороший, но... Я поняла, что любовь к нему угасла, а может её и не было, что-то другое я принимала за это чувство. И Ниночка... Она так на него похожа. Я смотрела на нее и испытывала чувство вины.
- Но почему ты дочь бросила? Как может мать так поступить? - слезы обиды лились из глаз Ольги. - Как ты могла со мной так поступить?
- Мне некуда было Ниночку брать с собой. Коля получил назначение в Казань, там нас ждала комната в общежитии, да и он не хотел на себя взваливать чужого ребенка. Из-за Нины враз бы на нас вышли.
- Но почему нельзя было сделать все по-честному? - закипела Оля. - Подать на развод, выйти замуж за Николая?
- Что сделано, то сделано! Оля, у меня теперь другая жизнь, я жена Коли, у нас сын, которому даже года нет. Не рушь мою жизнь. Я думала, что пусть лучше дочь считает, что я пропала, умерла, чем предала.
- Ты сама её разрушила, когда предала свою семью! Ты предала меня, мужа, свою маленькую дочь!
- Когда ты полюбишь так, что соображать перестанешь, ты меня поймешь!- Оксана встала и пошла к машине, на ходу бросив: - не ищите нас, Оксана Якушева осталась в другой жизни. А мужа сегодня вновь переводят, только на Дальний Восток.
- Знаешь, ты очень похожа на рябину, - крикнула Оля ей вслед.
- Отчего же такое сравнение? - усмехнулась Оксана.
- Ягоды красивые, манящие, а на вкус горькие и противные.

Оля развернулась и ушла, а Оксана смотрела вслед сестре, не сдерживая слез. Да, она предала семью, её это мучает, но она живет с любимым человеком и воспитывает сына. Её муж уважаемый человек, она не знает голода и лишений. Это лучше, чем думать, как бы накормить семью и ждать нелюбимого человека, а потом ложиться с ним в постель.


****

Оля не могла это скрыть, она не имела права молчать. Потап так бы и искал Оксану, так бы и страдал из-за своей любви. И пил бы...
Она все ему рассказала, Потап стал черней тучи, ходил из угла в угол.
- Хотя бы она жива... Значит, Оксана живет по другим документам?
- Ты же не собираешься ей навредить? - Оля испугалась. - Если кто узнает, то посадят её и Николая. А у них ребенок маленький. Пусть уезжает на Дальний Восток, катится куда подальше.
- Ты пожалела её ребенка, а Ниночку тебе не жалко? Она без матери растет! Её мать предательница! - взвился Потап.
- У Ниночки есть мать, я заменила её и вполне с этим справляюсь! Если ты донесешь на них, то ребенка отправят в детский дом. А я в стороне не останусь. Хоть и не знаю этого малыша, но он мне племянник.
- Олька, ты дурная, - вздохнул Потап. - Готова всех сирых и убогих приютить...
- Это моя родная кровь. Оксану я никогда не прощу, но дети ни в чем не виноваты...
- Приведи Нину, хватит ей у тебя жить.
- А вот и нет! - Оля встала и выпрямилась во весь рост. - Когда ты приведешь себя в порядок, когда перестанешь пить и метать молнии и гром, тогда еще подумаю. Девочка останется у меня и точка!

ЭПИЛОГ

Ниночка так и осталась жить с Олей, а через время, когда Оксану признали погибшей, Потап женился на ней.

К тому времени он влюбился в неё, разглядел в этой девушке заботливую мать своему ребенку, ласковую и работящую. Он понял, что она не такая, как Оксана, для Оли самое главное - это семья, все остальное потом...

Она родила ему сына Костю, больше детей у них не было. Оля и Оксана так больше никогда не встретились, старшая сестра жила другой жизнью, перечеркнув прошлое и оставив в этом прошлом старшую дочь. Она не знала, что своим поступком сделала счастливой младшую сестру, и что Ниночка росла в любви и заботе рядом с любящими друг друга родителями. А Нина так и не узнала правду о матери. Пусть считает её погибшей, чем жить с мыслью, что её бросил самый родной человек.

Спасибо за то, что прочитали мой рассказ. Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но прочитываю их.
Так же прошу соблюдать вежливость и такт в комментариях.

Другие истории можно найти в навигации по каналу.