В октябре 2022-го инфляция в Турции достигла наивысшего значения после кризиса 1990-х. По официальным данным, она составила 85,5%, а согласно независимым источникам, превысила 100%. Повысив ключевую ставку в мае 2023-го до 50%, Анкара смогла к июлю замедлить рост цен до 61,6%. Однако это всё рано крайне высокий показатель, и вот что мешает властям его обуздать.
Среди основных причин можно назвать дефицит торгового баланса, высокую энергозависимость, рост мировых цен, нарушение глобальных цепочек поставок и девальвацию турецкой лиры. Всё это привело к росту дефицита государственного бюджета на 900% относительно показателей 2023-го.
Ключевая идея современной «турецкой экономической модели» заключается в том, что в условиях низких процентных ставок за счет обесценивания национальной валюты должна повыситься конкурентоспособность местных компаний. На деле она способствует росту закредитованности населения и служит причиной перегрева турецкой экономики и ускорения инфляции.
Обострившийся в 2020–2021 годах финансово-экономический кризис больно ударил по турецкому благосостоянию и уровню жизни. В прошлом году страну покинули на 53% больше граждан, чем в 2022-м. В основном это были люди в возрасте от 25 до 29 лет, получившие высшее образование в медицинской и IT сферах, а также высококвалифицированные кадры из иных секторов.
В контексте борьбы за сохранение финансовой стабильности показательна передача полномочий сторонникам традиционной экономической политики. Мехмету Шимшеку в должности министра финансов и Фатиху Карахану в качестве главы Центробанка ещё предстоит восстановить доверие граждан. Когда это может произойти, читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Профиль».