Найти в Дзене

Лучший живописец эпохи Александра Македонского: Апеллес

Оглавление

Также, как об актерах прошлого, чье искусство растворилось во времени, мы можем судить только по свидетельству восхищенных их игрой современников, так и о художниках, чьи произведения не сохранились, нам остается только верить отзывам тех, кто видел их картины. Во времена Александра Македонского самым знаменитым художником эллинского мира был Апеллес. Он был не только современником, но и другом Александра, создал не одно его изображение, но увы, никакое не сохранилось. Бытовала такая крылатая фраза, что есть два Александра: один, сын Филиппа — непобедим, другой, созданный Апеллесом, — неподражаем.

Недаром художник XVIII века Джузеппе Кадес изобразил в своей картине македонского царя в мастерской Апеллеса.

Джузеппе Кадес. "Александр Великий в ателье Апеллеса", 1782.
Джузеппе Кадес. "Александр Великий в ателье Апеллеса", 1782.

О жизни и творчестве художника мы знаем, в основном, из 35-й книги "Естественной истории" Плиния Старшего, но тот жил в I веке н.э, в то время как Апеллес — в IV веке до н.э. То есть, до Плиния информация дошла через столетия, в каком именно искаженном виде — сложно сказать. И вряд ли писатель лично видел картины Апеллеса, он описывал их, опираясь на более ранние источники.

Похоже, что самой знаменитой картиной великого грека была "Афродита Анадиомена", где богиня была показана только что вышедшей из моря и отжимающей себе волосы. Очень эффектно выглядели падающие капли, буквально образующие вуаль вокруг тела Афродиты. Картина была написана для храма Асклепия на Косе за целых 100 талантов. Потом восхищенный ею император Август привез ее в Рим, при Нероне она начала разрушаться и была заменена копией, написанной Дорофеем.

Сандро Боттичелли. "Клевета Антифила на Апеллеса", 1495.
Сандро Боттичелли. "Клевета Антифила на Апеллеса", 1495.

Известно, что Апеллес учился в Эфесе (ионическая школа), потом в Сикионе у Памфила (сикионская школа) и перенял лучшее из обоих школ. Он был, как говорят, непревзойденным рисовальщиком, очень точным в линиях. Также говорят, художник использовал всего четыре краски, но так умел их преподнести, что картины были полны разнообразия цвета. С Александром Македонским он подружился, когда устроился придворным художником к его отцу Филиппу. Наиболее знаменитой картиной, изображающей Александра, была та, что хранилась в храме Артемиды в Эфесе, и где молодой царь был показан с молнией в руке. Шедевр сгорел вместе с храмом, когда его поджег мерзавец Герострат.

Что касается картины Сандро Боттичелли "Клевета Антифила на Апеллеса", то она была вдохновлена известной байкой: как-то, путешествуя по морю, Апеллес попал в шторм, и корабль занесло в Александрию. Там правил Птолемей. Некий Антифил, завидуя славе и таланту Апеллеса, донес царю, что художник, мол, участвует в заговоре против царя. Птолемей, к его чести, не стал рубить сплеча, было проведено следствие, выявившее невиновность Апеллеса. Тогда Птолемей вручил ему 100 талантов компенсации и Антифила в качестве раба. К тому же он сделал Апеллеса своим придворным художником.

Как известно, тело Александра Македонского было похоронено в Александрии. Этого добился Птолемей, бывший его другом и соратником. Но могила тайная. Если она будет найдена, есть шанс увидеть работы Апеллеса — именно он (а кто же еще?), находясь как раз в Александрии при Птолемее, скорее всего, расписал стены гробницы.

Приглашаю на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также прошу поддержать канал моего мужа Поклонник красоты Александр имхо.

А тут "Просто поэзия жизни"