У обычного жителя раннего Средневековья не было ни единого шанса вырасти вне магического мышления.
Темные густые леса, зеленые холмы, луга и горы, что, кажется, достают до самого неба. Чужие земли, так непохожие на те, что окружают твой дом. Реки и озера, в чьих водах таятся неясные тени. Странные звуки, доносящиеся с лесной опушки, и голоса, едва слышимые в шуме ветра и ночном говоре ручья.
Любой человек того времени, что не был полным идиотом, понимал: все это не случайность. Случайностей вообще не бывает. Весь этот мир наполнен существами иными, непохожими на людей. Благородные сиды, что прекрасны видом, но холодны и высокомерны. Горные карлики, лесные духи, яркие, как осенний цветок, и опасные, как змеиное жало. Все они, поклоняющиеся старым богам, не друзья человеку.
Да, ты прав дорогой читатель, сегодня мы поговорим о мифах, мифических существах и магическом мышлении у людей, что населяли Европу времен раннего Средневековья. Не то чтобы в других землях все было как-то иначе, вовсе нет. Примерно то же самое с чисто косметическими изменениями происходило на Алтае, Урале и в землях Старой Ладоги. Но канал у нас все-таки про "варварские королевства" поэтому сегодняшняя история будет именно о них.
Вся история "волшебного мира", окружавшего племена, принесенные в Европу волной "Великого переселения народов" берет свое начало из трех главных источников.
Во-первых, это, конечно, их собственные германские мистические традиции, что сопровождали их на пути в земли новой Родины. И традиции эти были изначально чрезвычайно близкими, если не вообще идентичными. Во всех дохристианских религиях Европы мы видим, в общем - то одних и тех же богов и старших духов, что меняют, конечно, облик и имена, но в общем и целом остаются узнаваемыми у любого народа.
Так, франкский Аллфодир, старосаксонский Уодан, старогерманский Вотан и скандинавский Один отличаются друг от друга настолько незначительно, что мысль о родстве, а вернее о том, что это всего лишь разные имена одного и того же божества, приходят на мысль сами собой. Впрочем, с Доннаром - Тором и Зио - Тюром, а так же многими другими богами и духами ситуация ровно та же.
Единая до Европейская еще мифология германских племён, хотя и изрядно подрастерянная во время переселения, тем не менее была важной частью всей той мистической традиции, которой суждено было родиться на новых землях Римской Европы.
Вторым источником вдохновения, волшебной составляющей нового мира было, конечно же, римское мистическое наследие. Несмотря на то, что римская языческая религия вообще и мистическая ее составляющая в частности к моменту появления германских племен была чрезвычайно светская и сугубо утилитарная, однако ее структурированная философия не могла ни оставить своего следа в будущем магическом мировом порядке.
Последним же, но, пожалуй, самым важным источником, что питал зарождающийся мир сказок и легенд, был чрезвычайно богатый мир легенд и мифов кельтских племен, что населяли Европу времен римского упадка. Мельчайшие осколки именно кельтских легенд мы до сих пор находим в преданиях и мифах всех народов Европы - от Ирландии до Балтики и от заснеженных земель пиктов до северного Средиземноморья.
Важно понимать, что племена, принесенные переселением в Европу, были на новых землях чужаками, которых судьба занесла за тысячи километров от родных земель богов и могил предков. Старые религии, старые обычаи хоть и не пропали совсем, но, в общем, остались где-то там, далеко, в другой жизни. А здесь.... Здесь было все по-другому. Новые люди, новые боги, новые духи. И никто их тут не ждал. Это совершенно точно.
Вообще земли Европы и Британии во времена раннего Средневековья были непростым местом. Враги, чума, тяжелый труд, голод, что стучался в двери твоего дома едва ли не каждый год. А главное - природа, чужая, непривычная, жестокая, собирающая обильную жатву человеческих жизней. Все эти леса, реки и горы, где человек теперь был всего лишь игрушкой непонятных, но таких могучих сил.
И совершенно ясно, что вся эта такая опасная неизвестность новых земель не могла долго оставаться обезличенной. Очень скоро люди дали ей имя. Вернее, множество имен, персонализируя свои проблемы и дробя одну большую жуткую неизвестность на сотни частей.
Кто-то скажет, - ну это же глупо, персонализировать силы природы. Ну что ж, может быть, может быть. Но вот только дать имя своему страху, облечь его это какую-то форму, это вообще единственный способ бороться с ним. Получив свое воплощение и странные, жуткие, но узнаваемые черты, человеческий страх получает так же и слабости. И вот с этим уже можно как-то работать.
Скажи, читатель, а ты оставался один ночью в старом деревенском доме? Когда луна заливает своим бледным светом опушку недалекого леса, из которого ты слышишь плач маленького ребенка? Когда кто-то ходит по крыше, негромко стуча тяжелыми деревянными ботинками, и скребется в запертую дверь? Когда тусклая лампа моргает, делая полумрак вокруг тебя еще более пугающим, а в окно, когда ты туда не смотришь, заглядывает неясная тень какого-то уже совершенно жуткого облика.
И ты скажешь мне, дорогой друг, - ну так это же сова, облака на небе и просадка старого дома, что во время дождя набрал влажности и теперь сохнет и от этого скрипит. И будешь абсолютно прав. Вот только все эти совершенно разумные слова вообще ничего не значат, когда ты один в старом доме, всей кожей чувствуешь нечто, ожидающее тебя за тонкой входной дверью.
Эта страшная неизвестность пугает, а значит, заставляет человека защищаться, давая неизвестности имя и облик. И вот шум на крыше, и мелькнувшая в неверном свете очага тень, превращается в Брауни. Мелкого, хитрого, опасного, но не злого фейри, что любит уважение и молоко и не любит распятия и холодного железа. А вот с этим уже существом, ты можешь как-то взаимодействовать. Угостить его молоком, пригрозить распятием или подарить зеленую шапку. До которых они, говорят, большие охотники.
И вот ровно таким же образом в мире появились волшебные существа. Безымянный дух ручья, превратился в прекрасную как весна деву - корригана, поющую свои песни в жару и готовую убить неосторожного путника, что пришел без приглашения к ее роднику выпить ледяной воды. И пусть она не человек, но теперь у нее есть облик и характер. И ты знаешь, не стоит пить ледяную воду в жару. Хранительница родника убьет тебя раньше, чем ты напьешься.
Конечно же, волшебные существа, точно так же, как и люди, совершенно естественным образом, сразу после своего появления начали разделяться по иерархии. Ведь не бывает такого, чтобы не было в мире того, кто важнее и главнее остальных.
И в свисте восточного ветра и лунном свете появились благородные сиды, которых в землях Ирландии называют Ши. И были эти сиды, если не считать их волшебной красоты, неотличимы от человеческой аристократии. Так же любили они пиры, стихи высокого слога и прекрасную музыку. Так же охотились на зверей с длинными копьями. в сопровождении красноухих собак.
А следом за ними (на самом деле даже раньше них) появились огромные злобные тролли и мелкие, мерзкие гвинлоны, что не брезгуют человеческим мясом и живут только злобой да подлостью. Точно так же, как та семья Бинов, что живут в трех днях пути на север и воруют чужих коз. У них в пещере в голодный год нашли, говорят, обглоданный труп.
Иерархия волшебного мира росла и усложнялась, отражая человеческое общество, словно кривое зеркало. И вот после этого оставалось меньше чем половина шага до появления нового мира. Волшебной страны, где, сидя в своих дворцах, короли фейри правят своими беспокойными подданными хитростью и силой.
Вообще, базовая концепция "Волшебной страны" в кельтско - германской мифологии, или, как ее еще иногда называют, "Страны легенд" интересна до чрезвычайности. Это ни какая-то другая реальность и не параллельная вселенная. Это мир, существующий рядом с нами, в полушаге от людей, которые его просто не замечают.
Фейри хитры и владеют магией, поэтому их дворцы и луга видятся человеку горами и непроходимыми лесами. Дома волшебного народа прекрасны, а тропы коротки, удобны и ведут путника туда, куда ему нужно. Вот только люди не видят их, как, впрочем, не видят и всех остальных красот "Страны легенд". Лишь быстрые тени, что дрожат где-то сбоку и исчезают сразу, как ты повернешь голову, выдают их.
И только лунной ночью, ярким полднем, в густом лесу, на перекрестке трех дорог, или в какой-то определенный день, обычный человек может увидеть крошечную часть волшебной страны и ее обитателей. Впрочем, это никогда не приносит ему счастья. Волшебная страна - она не для людей.
Именно поэтому так много историй о любви человека и фейри, что заканчивались всегда несчастливо. О волшебном золоте, что принесло с собой только горе. И, конечно, о молодцах, что провели всего лишь одну ночь в чертогах волшебного народа, а вернувшись назад, понимали, что в мире людей прошли года и десятилетия, и все, кого они любили, давно уже мертвы.
Христианство, что как раз в это же время завоевывало свое место в умах жителей "варварских королевств", тоже сыграло не последнюю роль в раннесредневековом мифотворчестве. Не особенно разбираясь, оно начало ассимилировать самые приемлемые для себя верования народов, решительно отвергая остальные. Создавая, таким образом еще более прочную и понятную грань между миром людей и "волшебной страной".
Мифы и легенды, оттесненные христианством из больших городов, никуда на самом деле не исчезли. "Страна легенд" с жуткими чудовищами и прекрасными лесными девами начиналась, стоило только тебе сойти с проторенных дорог и сделать шаг в жутковатую неизвестность темного леса.
Вообще, эта вот непротиворечивая и довольно стройная концепция волшебного мира, присущая в той или иной мере всем европейским народам раннего Средневековья, дала людям готовые ответы на многие вопросы.
Ваш ребенок стал вести себя странно? Все понятно, его подменили фейри, и это не ваш ребенок, а их дитя. А может и вовсе березовое полено, оживленное нечестивым волшебством. Но нет, не нужно пугаться. есть способы вернуть его обратно. Старики рассказывают, что если взять яичную скорлупу и сварить из нее пиво.
Пропал сосед? А куда он ходил? На рыбалку? Так его же заманили озерные аванки. Это же ясно, как божий день. Что нашли его кости? Ну, значит, не аванки, а тролли. Так сто раз ему говорили: нечего шататься по округе безлунной ночью, не зная заветного слова и без ножа из холодного железа.
И кто-то скажет, - ну это же бесовщина и антинаучность чистой воды. Ну что тут сказать, скорее это изучение нового мира опытным путем. Не ходи на болота ночью, не иди в горы в туман, следи за своим маленьким ребенком и не ищи другой судьбы, кроме той, что уже имеешь. Особенно в то время, когда начинается осенняя страда.
Всё это отличные советы, если ты всерьез намереваешься выжить в этом негостеприимном мире раннего Средневековья. А главное, это не пустые слова нудных родственников. Есть что-то, что делает их более весомыми. Духи, фейри, тролли, корриганы, в существовании которых невозможно не верить, если ты нормальный человек. Эта нелюдь всегда готова вредить человеку, как только может.
Конечно же, не только изучение мира порождало мифологию. Во времена "варварских королевств" не меньшее количество легенд рождалось и внутри человеческих общин. И главным сакральным символом того времени была, конечно, граница. что разделяет жизнь и смерть.
Каждому разумному человеку в те непростые времена было понятно, что ничего не уходит в никуда. Так и человеческая жизнь, хотя и конечна, но где-то там она совершенно точно будет продолжаться. Может быть, в стране мертвых, в раю, о котором рассказывают христиане, или стране легенд. В любом случае однажды человек пересечет ту грань, что отделяет мир людей от другого мира, что скрыт от человеческих глаз.
Вообще, на прекращении жизни, особенно насильственном ее прерывании, для людей Средневековья, особенно Средневековья раннего, завязано очень многое. И тут в первую очередь сам момент смерти. Люди - они созданы богами, а значит, тот, кто вмешивается в естественный порядок вещей, изменяет божественный план, становясь при этом чем-то большим, чем обычный человек. Совсем другим. Не таким, как остальные.
Вот именно на этой инаковости и строились дружины времен Венделя и "варварских королевств". Конечно же, это было не единственной и, может быть, даже не самой важной частью дружинной культуры. Но воинские ритуалы и ощущение сопричастности к чему-то большему, мистическому, волшебному, так отличающемуся от окружающей дружинника обыденность отлично сплачивала братьев по оружию.
И кстати, не нужно сравнивать нашу замечательную сакрализацию войны, смерти и перехода в иной мир. и вон-то грязное убийство, в котором один общинник убил другого. Это вообще не одно и то же. Это другое. И виновного надо казнить. А лучше взять большой штраф в пользу нашего вождя.
Также легенды, мифы и волшебство не обошли и королей, что стали примерно в это же время строить свои королевства на обломках Римской империи. Короли этой эпохи пока еще не имели множество поколений славных предков и право на престол должны были добывать сами. Силой, хитростью, жестокостью и, конечно же, своей удачей. Поэтому совершенно понятно, что немного волшебства было в этой истории не лишним.
Волшебный меч, что подарила Артуру Леди Озера. Другой волшебный меч, то ты отнял в бою у ожившего мертвого короля. Дюрандаль, Даинслейф, Скофнуг со всеми двенадцатью душами берсерков, что были заключены в нем. Все это в непрекращающейся войне за престол будет к месту.
Так же, как и легенды и сидах, с которыми ты пировал, народе холмов, что выковал тебе в дар этот шлем, и история о драконе, которого ты лично убил. Причем два раза. Ну, может быть, не ты лично, но твой славный предок, чья кровь течет и в твоих жилах. Ничего не может быть бесполезным, если речь идет о королевской власти. Особенно, если ты сам во все это веришь.
Вот такое вот, в общем, понятное и непротиворечивое, хотя зачастую и непоследовательное строение мира обитало в головах наших славных предков в те непростые времена. Духи, герои, сиды, короли, фейри, подвиги и волшебные мечи. Все это было естественно и не вызывали никакого удивления у человека той эпохи. Ну действительно, не удивляет же современного человека магия полета и волшебные амулеты, с помощью которых можно поговорить с человеком на другом краю Ойкумены.
И кто-то скажет: Бог ты мой, какими же идиотами были наши предки. Верили в такой совершеннейший бред. Вот то ли дело в наше время научно технического прогресса....
А скажи мне, дорогой друг. Ты сам, когда видишь на дороге "чертову ногу" проходишь ли ты под ней? А твои друзья? А друзья твоих друзей? А зачем ты стучишь по полу, когда роняешь нож? И для чего в доме, где умирает человек, закрывают зеркала?
Волшебный мир никуда не исчез. Он, как и пятнадцать веков назад, ждет тебя. Ждет того момента, когда ты сойдешь с проторенной дороги и решишь остаться ночевать в старом дедовском доме, что стоит на краю темного леса.
И да, у обычного человека в наш просвещенный век, нет ни единого шанса вырасти вне магического мышления.