Все мы любим праздники. Особенно праздники необычные, запоминающиеся. Ну вот скажите, какой интерес в сотый раз праздновать банальный Новый год, День взятия Бастилии, или День святого Валентина, если есть совсем другие праздники?
Необычные, непривычные, немного тревожные дни, когда колесо года, в очередной раз поворачивается. Праздники дошедшие к нам из глубин веков. Даже их названия звучат как голоса давно забытых шаманов. Самайн, Бельтейн, Имболк. Старые истории, обряды далеких предков и едва заметный привкус древней легенды приносят они в нашу жизнь.
Большое колесо года проворачивается вновь, приводя в этот мир новые дни. И некоторые из них важны больше, чем другие. Это дни древней силы, покрытые вязью рун. Опорные точки мироздания. Время, когда открываются врата в неизведанное и древние Силы приходят в наш мир. Ну... Или это просто древние дохристианские праздники. Что тоже неплохо.
А что, если я скажу, что большая часть этих праздников не имеет никакой общей традиции? Что собраны они вместе совсем недавно. А само большое колесо года, вообще не имеет ни малейшего отношения древним традициям, и придумано практически вчера? Как так получилось? Давайте разбираться.
Первое и самое главное, на что нужно обратить внимание, говоря про праздники "колеса года", это то, что праздники эти взяты из совершенно разных времен, народных традиций и религиозных практик.
Например, Остара (Ostara) день весеннего равноденствия. Это древнегерманский праздник, который, судя по этимологии языка (от Austrn "рассвет" и более раннего индоевропейского h2wes "сиять") похоже, является вообще одним из древнейших праздников прогерманских еще племен и занесен в Европу откуда-то с востока.
Всеми любимый Йоль. был взят из скандинавской традиции намного позже, в те времена, когда скандинавы и прочие германцы уже не были одним народом. И только намного, намного позже он распространился в остальной части Европы.
У кельтов были взяты Бельтейн и Самайн, а у ирландцев - Имболк. Историческую привязку праздника Лугносад до сих пор, кстати, определить так и не смогли из-за близкого названия одного и того же месяца в обеих культурах.
Но погоди, автор, - скажет знающий читатель, - зачем ты делишь ирландцев и кельтов на два разных народа? Всем же известно, что ирландцы - это кельты? И я немедленно отвечу, дорогой мой читатель, все не так просто.
Конечно же, все ирландцы в большей или меньшей степени потомки кельтов, но совершенно точно кельты ирландцами не являются. Именно поэтому мы и говорим о разных культурах, лишь незначительно пересекающихся друг с другом, и совершенно разных народных традициях.
Лита - день летнего солнцестояния появился из традиции зороастризма и пришел в Европу из Персии. А Мабон, к слову, мой любимый праздник Большого Колеса года - так и вовсе новоязыческий праздник, не имеющий ничего общего с древними традициями. Его добавили в "большую восьмерку" только в XX веке.
Как вы видите, создатели Колеса года, не стесняясь, набрали праздников вообще отовсюду. И если главные из них, как-то летнее и зимнее солнцестояние, а так же день весеннего и осеннего равноденствия, известны в том или ином виде во всех культурах, как европейских, так и славянских, и даже скандинавских. То остальные являются заимствованными, или вообще синтетически присоединенными в значительно более позднее время.
Нужно сказать, что огромное влияние на создание Колеса года оказала европейская фольклористика XIX века. Особенно модное тогда увлечение мистикой, рыцарскими романами и историческими эпосами. Тогдашней "золотой молодежи" ничуть не меньше, чем теперешней, хотелось чего-то необычного, волнующего и немного пугающего. И великие авторы того времени развернулись так, что написали половину того, что сейчас называют литературной классикой.
XIX век вообще чрезвычайно сильно обогатил современную мистическую культуру, дав основу множеству современных мистических и неорелигиозных практик. Эдгар По, Гоголь, Вальтер Скотт фон Лист, Аллан Кардек и множество других, без дураков, великих писателей создали огромную базу оккультных, мистических и просто хороших псевдоисторических произведений. Которые, что характерно, читал каждый, кто считал себя образованным человеком. И у настоящей истории не было ни одного шанса в борьбе с этими титанами слова.
Вообще, к созданию такой стройной и достаточно логичной системы псевдодревних традиций и праздников за прошедшие пару веков приложили руку многие. Начиная с вышеозначенных писателей - романистов XIX века и заканчивая современными неоязычниками.
И ты, дорогой читатель, конечно же, спросишь, - А многие, это кто? И я без промедления отвечу.
Во-первых конечно, это Викканский ковен "Брикет Вуд". Виккане - это такие современные неоязычники, появившиеся в 1954 году стараниями гениального писателя Джеральда Гарднера. Не меньший вклад внес и неодруидический "Орден Бардов, Оватов и Друидов".
А еще Гвидо фон Лист, отец современного гадания на рунах, американские гарднерианне, наши родные родноверы и множество других неоязыческих культов, вдохновленные в своем просветлении титанами наподобие Ницше.
Старания этих людей, нужно сказать, не прошли даром. Сейчас у подавляющего большинства даже обычных, не очень интересующихся древними культурами людей нет ни малейшего сомнения, что все праздники колеса года - это непрерывная традиция. Дошедшая до нас из времен, когда мир был молод и никакого христианства еще не существовало. Не говоря уже про людей, разделяющих подобный взгляд на историю. Для них это настолько очевидно, что не требует никаких доказательств.
И что можно сказать по этому поводу. Конечно же, это не так. Даже те из праздников "большого колеса года", что действительно ведут свою историю из седой древности, за прошедшие века, сменившиеся культуры и религиозные практики изменились до неузнаваемости. И случилось это еще до того, как их взяли в оборот в XIX веке наши гениальные предки.
Да, по другому быть не могло. Достаточно посмотреть на значительно более поздние христианские праздники, что за совсем короткий срок в полторы тысячи лет вобрали в себя местные народные традиции и поверья. Став совершенно непохожими на самих себя пятнадцативековой давности.
Кстати, совершенно необходимо сказать, что на тот образ современных языческих праздников, что мы с вами видим сейчас, а так же на образ не менее языческих традиций повлияли традиции христианские. Именно христианство, в начале своего пути начавшее весьма нетерпимо бороться со всеми местными житейскими укладами и старыми религиями, быстро поняло, что намного эффективнее традиции эти не уничтожать, а ассимилировать.
И трехликий бог кельтов стал христианской троицей для кельтских варваров. Языческий праздник летнего солнцестояния превратился в Рождество Иоанна Предтечи, а древние языческие идолы нашли свое воплощение в иконах восточного христианства.
Но вернемся, пожалуй, к праздникам. Они, появляясь в традициях разных народов, вообще склонны менять свое значение и смысл, превращаясь зачастую в свою полную противоположность. Так, всеми нами любимых Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой в Риме времен ранней республики назывался январскими календами и праздновался в честь бога Диониса, и считался не началом нового, а концом старого года. А еще это был день инаугурации новых консулов.
Как бы то ни было, идея с "большим колесом года" получилась отличной. Характерный образ колеса как символа часов и текущего времени, несколько холодного и отстраненного, но такого близкого и понятного, выстрелил, как пушка осадного калибра.
Главное в создании новой - старой мифологии было то что были отброшены в сторону любые догматы. Все идеи собранные вместе, очертили только контурно. Поэтому почти любое культурное и религиозное сообщество могло наполнить ее своими привычными для них смыслами. Чем собственно все и немедленно начали заниматься.
И уже через несколько десятков лет в истории "большого колеса года" можно было встретить Королеву фей, народ холмов, лесных фейри и прочих персонажей английских легенд вместе с цветущим папоротником, водяными девами и даже Зеленым рыцарем. И это не говоря уже о персонализации и очеловечивании Земли, Неба, Луны, Солнца д даже всех четырех времен года. Да и сам год, кстати, тоже персонализировали и очеловечили..
Не нужно, кстати, думать, что традиция празднования восьми дней "колеса года", старых символов и нового символизма, появившись во второй половине XX века, начала свое победоносное шествие в Европейской культуре. Вовсе нет. Были в ее истории взлеты и падения.
После чрезвычайно большого интереса в 60-70 годы, интерес к неоязычеству вообще и к главным его праздникам пошел на спад. В мире было неспокойно. США собирались воевать с СССР, бушевали экономические и военные кризисы. Кто-то летел в космос, кто-то открывал для себя "волшебный мир" наркотиков. Не до кельтских праздников было, если честно.
Однако прошло немного времени, и уже к концу XX века интерес к древней кельтской, скандинавской, славянской, английской культуре вернулся. А вместе с ним вернулись и религиозные практики, основанные на этих культурах, и, конечно же, праздники "большого колеса года". Что не останавливает свой ход, неся наш лучший из миров из прошлого в будущее.
Подытоживая.
Погодите, так что автор хочет сказать, что "колеса года" и восьми его праздников не было? Совершенно точно. До второй половины XX века все эти праздники, как, впрочем, и символ колеса, в некоторых культурах имели мало общего и не существовали как единое целое.
Так, может быть, и праздники - выдумка? Не совсем так. Часть праздников, в первую очередь привязанных к годовым циклам и сельскохозяйственным сезонам, конечно же, были. Другое дело, что отношения друг к другу они, как правило, никакого не имели. Просто потому, что существовали в разные времена и у разных народов. И это не говоря о совершеннейших новоделах вроде Мабона или грубых заимствований из других культур.
Так что получается, не праздновать их теперь? Конечно же, праздновать. Идея "большого колеса года" прекрасна. И пусть за ней стоит не очень много настоявшей культуры древних народов, это все еще красивые и необычные праздники со своими символами, традициями и смыслами. А теперь уже с легендами и историями. И то, что сотни лет их не праздновали так, как сейчас делаем это мы, не делает их хуже. Вот даже не близко.
Я и мои коллеги по клубу, чтим Колесо года и празднуем все восемь его опорных точек. Просто потому, что это делает нашу жизнь ярче. А истории про Королеву Фей и Зеленого Рыцаря, рассказанные у костра, всегда бывают чудо как хороши. И этими историями я с вами поделюсь. Когда придет время.