Найти тему
Cat_Cat

Как вычислить скорость самолёта

Если вы откроете фотографии носовой части самолета, то наверняка увидите странность: из фюзеляжа вперёд торчит металлическая трубка. Если фото будет в хорошем качестве или же вы будете рассматривать самолёт лично вблизи, то сможете увидеть маленькие дырочки на этой трубке (шутка про дырку и отверстие в студию). Это один из важнейших датчиков на самолёте - трубка Пито, кусок от системы под названием приемник воздушного давления (ПВД), а она, в свою очередь, кусок от системы воздушных сигналов (СВС).

ПВД на самолёте воспринимает полное и статическое давления, из их разности вычисляют динамическое давление, а из него, в свою очередь, вычисляют скорость самолёта. Одну. А потом ее пересчитывают, и ещё раз пересчитывают, и ещё... Поправки на высоту, на температуру, на положение самолёта по отношению к набегающему потоку... Итогом всех расчетов является число, которое показывается на приборной доске пилотов и записывается в бортовой самописец (черный ящик).

-2

ПВД на земле обязательно защищают красными или оранжевыми заглушками, чтобы предотвратить загрязнение их пылью, снегом, насекомыми (однажды пассажирский лайнер разбился потому, что за время стоянки в незакрытом ПВД одиночная оса сделала гнездо и ПВД перестал функционировать) и т.п. На современных самолётах все поправки вносятся бортовым компьютером, но в целом это можно сделать и механической системой из нескольких манометров. Также ПВД имеет мощную противообледенительную систему с постоянным контролем работы, включение которой строго регламентировано: включить рано нельзя, нагревательный элемент сгорит от перегрева, включить поздно тоже нельзя, трубка Пито уже заледенеет или забьется.

Косяки в работе ПВД приводят к неверным показаниям скорости (на которую завязаны все полетные инструкции), а следом начнут барахлить и ошибаться системы автоматического управления самолётом и автоматика движков, из-за чего самолёт может принудительно и досрочно сесть носом в землю.

На сегодня это все. Следите за вашими датчиками, не забывайте проверять автоматику, и пусть Ваши полеты проходят штатно.

Автор: Лиза Гладышева.