Найти тему
Яндекс Практикум

Главный по цифрам, но не бухгалтер: кто такой аналитик данных

Оглавление

Что умеет, как работает и сколько зарабатывает такой специалист

Аналитик данных, он же дата-аналитик или Data Analyst — специалист, который работает со всеми данными, которые можно подсчитать и представить в виде таблиц или дашбордов (панель с визуализацией разных метрик, которые обновляются в реальном времени). Например, он может выяснить, сколько товаров магазин продал за последний год, и назвать самые популярные позиции и периоды, когда их чаще всего покупали.

Роль этого специалиста — сделать выводы из исследования, которые помогут принять обоснованное решение в бизнесе, в научных исследованиях, в менеджменте и других областях.

Как выглядит работа аналитика данных

Список основных, но всех задач, которыми занимается специалист:

Собирает данные — из CRM-систем, интернета, отчётов.
Обрабатывает данные — очищает и структурирует.
Анализирует данные — ищет тренды и закономерности с другими процессами.
Визуализирует данные — презентует в виде наглядных графиков.
Проводит A/B тесты — выдвигает и проверяет гипотезы.
Строит модели — оценивает перспективы и прогнозирует результаты.

Почему аналитики нужны всем

Специалисты, которые умеют ориентироваться в большом объёме информации и извлекать из неё пользу, становятся всё более востребованными на рынке труда. Нужнее всего они в крупных компаниях — особенно там, где ошибки стоят дорого: в рекламных агентствах и финансовых организациях. Но не ограничиваются только этим — сферы работы могут быть самые разные: от телекома до игр и консалтинга.

Профессия активно разрастается — рано или поздно в любом направлении, где есть возможность сохранять данные о продукте, появятся задачи для аналитика.

Какие бывают аналитики данных

В профессии есть ряд направлений работы со своей спецификой и задачами. Разберём некоторых их них:

Маркетинговый аналитик. Помогает бизнесу привлекать клиентов — анализирует данные по кликам и поведению пользователей и даёт рекомендации по продвижению. Советует, как скорректировать маркетинговую стратегию и оптимально распределить бюджет.

Продуктовый аналитик. Развивает продукт на основе метрик и анализируемых данных. Проводит тесты и исследования и разбирается в том, как пользователи и клиенты реагируют: что им нравится, а что нет. Фиксирует проблемы, с которыми сталкиваются люди, и даёт рекомендации по улучшению.

BI-аналитик. Обеспечивает сбор, хранение и анализ данных, которые появляются в результате деятельности компании. Тестирует гипотезы, автоматизирует отчётность, занимается моделированием ситуаций. Помогает бизнесу принимать правильные решения и разумно распределять ресурсы.

Гейм-аналитик. Даёт рекомендации по развитию игры, увеличивает заинтересованность пользователей и прибыль компании. Это многопрофильный специалист, которые должен разбираться в программировании, звуке, графике и других нюансах разработки игр. Обычно работает вместе с гейм-продюсером и гейм-дизайнером.

Качества аналитика данных

На пути от новичка до эксперта аналитику приходится много учиться и прокачивать навыки. Составили список качеств, которые подскажут, что эта профессия вам подходит:

Аналитический склад ума. Не обязательно иметь высшее образование математика или статистика, но хорошо, если вы знаете базовую терминологию и умеете обращаться с данными. Также важно уметь разбирать разные ситуации, сопоставлять факты и делать выводы на основе информации.

Внимательность и усидчивость. Хороший аналитик никогда не потеряет лишний ноль в расчётах и всегда готов ещё раз перепроверить отчёт. Если вам тяжело даётся рутинная работа, эта профессия не для вас.

Рациональность и здоровый скептицизм. Он улавливает, когда что-то не так с данными и результатами анализа. Может спрогнозировать, какие цифры были бы более реалистичными, а значит — всегда перепроверит источник данных и расчёты, если что-то настораживает.

Готовность учиться. Это качество необходимо не только аналитикам, но без интереса к получению новых знаний далеко в профессии не уйти.

Что должен знать и уметь аналитик

Аналитика данных находится на пересечении трёх направлений — математики, программирования и понимания бизнес-процессов. Последний пункт очень важен: опытный специалист разбирается в устройстве конкретной организации и знает всё про её продукты.

Сферы знаний, на пересечении которых работает аналитик данных
Сферы знаний, на пересечении которых работает аналитик данных

Аналитик общается на «ты» с инструментами для разработчиков. Он пишет запросы к базам данных SQL, кодит на Python, знает статистические методы, работает с API и умеет пользоваться BI-системами — наглядно и понятно визуализирует данные в виде графиков, диаграмм и схем: например, в Tableau или DataLens.

Помимо технических знаний, то есть хардскилов, аналитику нужны и личностные качества, то есть софтскилы: коммуникабельность, умение налаживать диалог с коллегами и партнёрами, решать конфликтные ситуации, стрессоустойчивость, сильный эмоциональный интеллект.

Сколько зарабатывают аналитики

Медианная зарплата аналитика данных в России, согласно исследованию Хабр Карьеры — 136 000 ₽. При этом финальная цифра зависит от знаний и навыков специалиста и может достигать 276 000 ₽ для синьора.