Уважаемые читатели! Мне, как преподавателю иностранного языка (французского) очень интересно: какой у вас опыт изучения языка, любого? Какие задания вам нравилось выполнять на уроке? А были ли такие задания, которые вы не хотели делать из-за того, что они казались вам неестественными? Может быть, вы испытывали неловкость? Настаивал ли преподаватель, чтобы вы выполняли такие задания? Например, спеть песню, подготовить и снять на видео какую-нибудь сценку, входить в физический контакт с другими учениками?
Я как ученик с такими заданиями сталкивалась. Для меня не было какой-то особой проблемы в том, чтобы их выполнять. Но и в восторге я не была тоже. И еще - в качестве ученика наблюдала ситуации, когда преподаватель долго уговаривал одного из учеников участвовать в чем-то такой, в чем он участвовать не хотел. Лично мне в такие моменты было тягостно.
Весь этот опыт привел меня к вопросам: какие задания можно предлагать в группах, а какие не стоит? Обязательно ли все до одного ученики должны выполнять то или иное задание? Где граница между веселыми и забавными упражнениями, которые помогают сплотить группу, расслабиться и использовать язык в ситуациях, похожих на естественные, и упражнениями, которые уже немного на грани фола?
Работа в группах часто более эмоционально насыщенная, чем с одним учеником. Это логично: ученики заражаются настроением друг друга, мотивируют друг друга...
Когда я работала в очных группах, мне было важно поддерживать эту в хорошем смысле напряженную атмосферу. Мне кажется, в такой атмосфере ученики лучше концентрировались и больше вкладывались в работу.
Но какие именно задания предложить, чтобы такую атмосферу создать?
С одной стороны, нужно обязательно вводить задания, которые отличаются от просто упражнений в учебнике, они создают особую обстановку на уроке и позволяют ученикам лучше узнать друг друга, стать действительно ГРУППОЙ, а не просто несколькими отдельными личностями, сидящими в одной аудитории.
С другой стороны, с опытом я поняла: нужно избегать заданий, из-за которых ученики могут почувствовать себя неловко.
Вот мои критерии выбора: каким упражнениям я в итоге сказала ДА, а каким - НЕТ.
ДА. Играть роли, которые мы играем в жизни. Покупатель, соискатель рабочего места, турист, арендатор и т.п. Тут нужна не собственно какая-то актерская игра от ученика, а просто употребление необходимых слов, фраз.
НЕТ. Требовать от учеников игры помимо словесной. Ну например, чтобы они изображали что-то ещё и мимикой, жестами. Просто это не всем нравится, не все могут и хотят это делать, а самое главное - не все делают это в жизни. Кто хочет, сам что-то изобразит. Кто не хочет, не нужно.
ДА. Подготовить доклад или выразительное чтение фрагмента. Всем нам периодически приходится выступать. Впрочем, если ученик категорически хочет отвечать "с места", я не буду настаивать, хотя и объясню, почему выйти и встать перед группой эффективнее.
НЕТ. Требовать от учеников, чтобы они включали в свои выступления какие-то вещи помимо языка. Те же песни, например, или анекдоты. Если в обычной жизни человек не склонен рассказывать анекдоты, станет ли он анекдот-мастером на французском? Такие задания только по желанию, без давления.
НЕТ, НЕТ, НЕТ. Задания с взглядами, прикосновениями, ещё каким-либо чрезмерным контактом. Это НЕ для всех. За этим добро пожаловать на тренинги обаяния, личностного роста и ещё чего-то там.
Ну и наконец. Я прекрасно понимаю, что даже те задания, которым я говорю "да", могут кому-то не понравиться и не подойти. Навязывать никому ничего не буду. И в группах у меня нередко случались моменты, когда все ученики выполняли одно моё задание, а один-два ученика в это время делали более традиционные упражнения. Не нужно никого заставлять и ломать. У каждого свой путь к языку. Это мой главный принцип.
Больше материалов о французском языке в соцсетях!
Телеграм (короткие заметки о языке) https://t.me/france_francais
ВК (те же заметки) https://vk.com/fr.rggu
Ютуб (открытые уроки, объяснения грамматики) https://www.youtube.com/channel/UC0CqRQOHRmDRETn_VEX8osg
Почта fra7220@gmail.com
Мои книги на Литрес https://www.litres.ru/author/nadezhda-vasilevna-barabanova/
Уважаемые читатели, общаюсь в основном в ВК или Телеграме. Если вы задаете вопрос на других площадках, я могу его не увидеть.